Финансовые исследования
           Выпуски > №1, 2000 г. > Основные направления бюджетной политики США в области                                                           образования и здравоохранения

Общая информация

Новости

Электронная версия (архив)

Требования к оформлению рукописей

Порядок прохождения поступивших в редакцию материалов

Редакционный совет

Редакционная коллегия

Контактная информация

E-mail

На сайт РГЭУ

     


 

© Н.Г. Вовченко
доцент кафедры "Финансы"
РГЭУ "РИНХ", к.э.н.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ США В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Основы американской системы социального обеспечения закладывались в начале прошлого столетия, и с тех пор постоянно совершенствовались старые и вырабатывались новые принципы, определялись направления бюджетной политики в области образования и медицинского обслуживания населения.

В связи с этим в настоящее время и предстоящие 15 лет, особенно в условиях интенсификации экономического развития, возникла необходимость резкого увеличения затрат на образование и здравоохранение для их устойчивого финансового и социального обеспечения. С этой целью разработан план реформ, предусматривающий использование62% расчётного профицита консолидированного бюджета.

Бюджетом предусмотрены такие объемы инвестиций в образование, при которых большинство граждан США смогут реально воспользоваться открывающимися возможностями, предоставляемыми американской экономикой. Нашли своё отражение в бюджете и качественно новые вложения в здравоохранение и в охрану окружающей среды, способствующие повышению уровня жизни.

По инициативе Администрации США на базе уже существующих программ созданы новые: программа формирования у детей младших классов навыков, необходимых для приобретения фундаментальных знаний; программа получения и оплаты студентами полноценного образования; программа получения второго образования желающими повысить профессиональную квалификацию, ставящая целью повышение эффективности работы муниципалитетов, использующих федеральные средства.

В образовательной программе бюджетом предусмотрены текущие расходы на функционирование и развитие национального научного комплекса, а также на среднее, профессиональное и профессионально-техническое образование, на высшее образование, на научные исследования и на развитие библиотек (см. табл. 1).

Ещё в 1994 г. с целью повышения результативности среднего школьного образования Администрация США предложила Конгрессу ввести в действие ряд новых законов, которые обеспечивали бы реформирование и реструктуризацию фундаментальных программ образования.

Эти программы реформирования и реструктуризации включают в себя следующие направления:

  • цели и программы, которые помогут отдельным штатам и школьным округам достичь единых образовательных стандартов;
  • введение в действие постановления о школах Америки, касающегося мер по совершенствованию высшего образования и оказанию помощи студентам в достижении соответствующих образовательных стандартов, а также предоставление каждому гражданину США возможности более широкого выбора общеобразовательной школы;
  • реализация постановления о возможности трудоустройства после окончания школы.

В 1998 г. Президентом США предложена инициатива, касающаяся разукрупнения классов в школах. По предварительным расчетам, это должно привести в 2005 году к созданию 100000 новых рабочих мест для преподавателей.

Основной частью реформирования системы образования является предоставление возможности учащимся продолжить образование после окончания школы, а также принятие комплекса мер, способствующих подготовке абитуриентов к поступлению в вузы. Администрация увеличила и максимальный размер Пелл-Гранта (грант на обучение в колледже) до 3125 долл. в 1999 г., что на 36% больше в сравнении с 1998 г.

В период с 1993 года разработана и действует Федеральная Студенческая Ссудная Программа, обеспечившая ассигнование средств в размере 41 млрд. долл. и сделавшая посредством введения в действие налоговых кредитов высшее образование более доступным. Кроме того, в этой программе предусматривается помощь будущим студентам, нуждающимся в средствах, необходимых для подготовки и поступления в колледж, через программу Джиар-ап (ссуда на обучение в колледже). Администрация США также добилась финансирования перспективных грантов, стипендий для молодёжи, которые обеспечили доступ к интенсивному всестороннему образованию и к услугам обучения, что значительно повысило уровень занятости молодых людей.

В бюджет включены статьи расхода на школьное строительство и проведение модернизации (смета в 22 млрд. долл.), финансирование которых осуществляется через налоговые кредиты для инвесторов, а также 600 млн. долл. направляются на различные мероприятия после окончания учебных занятий и на летние программы. Таким образом, общее финансирование образования увеличивается в три раза по сравнению с началом действия этой Программы.

Данная программа охватила 7500 школ в 2000 г., увеличив объемы ассигнований на образование граждан с ограниченными финансовыми возможностями на 320 млн. долл.
Широкий спектр федеральных программ помогает штатам и местным органам самоуправления предоставлять необходимые услуги в области образования и другие услуги социального характера, а также обеспечивать трудоустройство.

Ежегодно Правительство затрачивает более 65 млрд. долл. на гранты штатам и местным органам самоуправления, на гранты, ссуды и стипендии, предоставляемые непосредственно населению, а также на дотации (в сумме 41 млрд. долл.) на управление прямыми федеральными программами. Около 42 млрд. долл. Правительство распределяет в виде налоговых льгот для населения.

Расходы на среднее и профессиональное образование в 2000 г. должны составить около 20,821 млрд. долл. (табл. 1), которые будут направлены на такие национальные нужды, как равные возможности и использование соответствующих академических стандартов для успешного обучения. Учащиеся с низким уровнем усвоения программ в специализированных школах получат дополнительную помощь в соответствии со статьей 1 (Образование для людей с ограниченными возможностями).

В соответствии с этой же статьей бюджетом предусмотрено выделение 8,78 млрд. долл., включая 8 млрд. на гранты для местных органов образования.

В 2000 г. Администрация США рассчитывает уделить больше внимания контролю реализации программ образования, финансируемых по статье 1 в размере 200 млн. долл. (через новый Фонд Ответственности). Штаты и районы должны будут определять наиболее отстающие школы и принимать конкретные меры по совершенствованию этих школ путем предоставления необходимой помощи их учащимся, а также улучшая их состояние, включая введение нового управления и изменение состава преподавателей. В 2000 г. гранты статьи 1 дадут возможность школьным округам оказать услуги по образованию более 12 млн. учащихся. Это на 500 тыс. учащихся больше, чем в 1999 г. Оценка прогресса национального образования будет основным индикатором того, помогает ли эта мера отстающим ученикам догнать своих сверстников.

Другими программами предусматривается поддержка детей-инвалидов и учащихся, плохо владеющих английским языком, а также подготовка преподавателей и обучение персонала. Помощь в финансировании и стимулирование реформы системы образования на уровне штатов и местных органов управления будет способствовать снижению численности учащихся в классах и поощрять технические и научные исследования.

Оказание помощи детям, особенно детям, относящимся к национальным меньшинствам или к группам населения с низким уровнем доходов, является одной из целей программы образования, принятой Администрацией США и рассчитанной на дальнейшую стабилизацию.

С 1994 г. США изменили политику в области образования: от поддержки индивидуальных программ они перешли к реформам на уровне школ и школьных систем, реализуя президентскую программу на 2000 г. и постановление "О школах Америки", частью которого является статья 1 (образование людей с ограниченными возможностями). На основании этих законов стало возможным проведение реформы стандартизированного образования на уровне штатов и муниципалитетов и внедрение новых технологий в образование. Новые подходы к решению этих проблем освободили штаты и школьные округа от излишних федеральных ограничений, предоставив им больше свободы, повысив в то же самое время их ответственность за результаты обучения.

Перегрузка школ привела к дефициту учителей и к переполнению классов, что оказывает негативное влияние на общеобразовательный уровень. Президентским планом к 2005 году на оплату труда и на подготовку 100 тыс. новых преподавателей, а также на сокращение численности учащихся уже в младших классах бюджетом предусматривается выделение 1,4 млрд. долл.

Каждый обучающийся имеет право на высокий уровень образования, поэтому Администрация Президента США, стремясь к улучшению качества подготовки преподавателей колледжей и университетов, включила в бюджет на эти цели 115 млн. долл.

В феврале 1996 г. для обеспечения технологической грамотности детей к концу ХХ века Президент предложил объединить общественный и частный секторы. Реализация этой задачи потребует четыре основных шага:

  • подсоединение каждого учебного кабинета к Интернет,
  • расширение доступа к мультимедийным компьютерам,
  • увеличение образовательного программного обеспечения,
  • возможность использования новейших технологий в преподавании.

Программа Фонда Технологической Грамотности несет основную нагрузку при реализации этих задач. Предполагается выделить из федерального бюджета через упомянутый выше фонд 2 млрд. долл. для финансирования технологического образования в 2002 г. В течение 1999 г. было выделено 1,05 млрд. долл. В соответствии с этим направлением программы образования процентное отношение образовательных школ с доступом к Интернет к 2000 г. увеличится до 95% (по сравнению с 65% в 1996 г.).

В 2000 г. Департамент образования предоставит финансовую помощь примерно 9 миллионам студентов, желающим получить профессиональное образование.
Кроме того, в бюджете на 2000 г. выделено 575 млн. долл. на нужды образования для взрослых граждан страны, что на 190 млн. долл. больше по сравнению с предыдущим годом.

В 1997 г. Президент предложил Конгрессу и получил его одобрение на введение налоговых льгот в связи с увеличившимися затратами на высшее образование. Эти льготы помогли сделать высшее образование более доступным для всех американцев. В течение 2000 г. 5,5 млн. студентов получат более 4 млрд. долл. в виде Стипендий Надежды, а 7,2 млн. студентов получат около 3 млрд. долл. в виде налоговых льгот.

В 2000 г. бюджетом также выделено 35 млн. долл. в помощь колледжам для статистической обработки сведений о качестве результатов обучения. Высшие учебные заведения, которые уже инвестировали свои собственные ресурсы на программы для студентов группы риска, но до сих пор не преодолели разрыв между стандартным уровнем образования и уровнем образования студентов с ограниченными возможностями, вынужденными бросить колледж студентами, могут рассчитывать на конкретные гранты.

В настоящее время на финансирование студентов, находящихся ниже допустимого уровня бедности, идет 76% средств Пелл-Гранта. На эту программу бюджетом предусмотрено 7,5 млрд. долл. В 2000 г. президентская программа предлагает увеличить размер этого гранта до 3250 долл. для 3,9 млн. обучающихся с небольшими доходами.

Эта же программа в 2000 г. предусматривает расширение контингента студентов, которые будут иметь возможность работать и одновременно учиться в колледже, до 1 млн. На эти цели Администрация в 2000 г. выделяет 934 млн. долл. (увеличение на 64 млн. по сравнению с уровнем 1999 г.), и этой программой будут охвачены дополнительно 56 тыс. студентов, численность которых достигнет 1 миллиона.

В два раза (до 240 млн. долл.) в 2000 г. увеличивается финансирование программы Джиар-ап. Джиар-ап выделяет средства для помощи детям, обучающимся в окружных школах с низким уровнем обеспеченности, на их подготовку к поступлению в колледж.

Департамент образования обеспечивает финансовой помощью около 9 млн. студентов примерно 6200 высших учебных заведений, а за границей его ссудами охвачено 37 млн. человек, которых поддерживают 4100 кредиторов и 36 гарантийных агентств. Модернизация системы предоставления помощи студентам является одним из приоритетных направлений деятельности Департамента образования.

К октябрю 2000 г. число студентов, обращающихся за федеральной помощью через компьютер, должно возрасти до 3 млн. человек по сравнению с 1,9 млн. в 1997 г. К тому же предполагается ввести такую систему рассмотрения запросов, при которой ответы на них должны быть получены в течение 4 дней.

Страницы Департамента образования в Интернет, появившиеся в декабре 1999 г., стали существенным источником информации о Федеральных программах помощи и о требованиях, предъявляемых к оформлению обращений за ней, уменьшив бумажную волокиту и установив стандарты обмена информацией.

Таким образом, последовательное увеличение расходов на нужды образования и одновременное появление разнообразных образовательных программ расширили доступ к образованию для различных слоёв населения США.

Образование в США тесно связано с научными исследованиями, инновациями, предлагающими возможные решения давно назревших общественных проблем. Поэтому федеральные инвестиции в научно-технические разработки, такие как, например, инициативная программа исследований в образовании, осуществляются совместно Департаментом образования и Национальным фондом исследований.

В последние 50 лет научные исследования коренным образом изменили жизнь граждан США. Подсчитано, что они обеспечили более 50% роста производительности труда, способствовали созданию миллионов новых рабочих мест.

В бюджете США на 2000 г. также нашел отражение курс поддержки научных исследований и разработок в области образования, проводимых Администрацией. Финансирование программ будет осуществляться двумя способами: через Фонд научных исследований ХХI века, который осуществляет дальнейшее распределение средств по департаментам (энергетики, обороны, сельского хозяйства, образования и т.д.), и непосредственно - через агентства путем дополнительного выделения средств. Так, на 2000 год Фонду финансовой поддержки предусмотрено выделение 38,1 млрд. долл. Кроме того, на программу поддержки исследований и разработок в целом бюджет выделяет 78,2 млрд. долл., из них на исследования в области обороны - 38,5 млрд. долл. (49%), на гражданские исследования - 39,7 млрд. долл. (51%). Доля инвестиций на гражданские исследования заметно увеличилась (с 42% в 1993 г. до 51% в 2000 г.).

Основные направления поддержки научных исследований следующие:

  1. большое значение придается поддержке фундаментальных исследований, бюджет направляет на них 18,2 млрд. долл. в 2000 г., что на 4,2% больше, чем в 1999 г. Это связано с тем, что инвестиции в эту область способствуют накоплению базовых теоретических знаний, необходимых для дальнейшего развития. В частности, расширяются фундаментальные исследования, которые ведутся университетами (в 2000 году выделяется 15,5 млрд. долл., на 353 млн. долл. больше, чем в 1999 году). Это поможет сформировать новое поколение инженеров и ученых;
  2. защита здоровья человека - бюджет финансирует исследовательские программы Национального института здоровья по разработке вакцины против СПИДа, исследование причин возникновения и лечения рака и т.д.;
  3. поддержка инноваций и создание новых отраслей, способствующих росту занятости и экономическому росту (через Департамент коммерции);
  4. защита окружающей среды - поддерживаются финансированием из бюджетных статей исследования по сохранности и чистоте пищи, воздуха, воды; по управлению экосистемами, по сохранению видового биологического разнообразия; по изучению климатических изменений, природных катастроф и т.д.;
  5. внедрение новых технологий в образование - оснащение классов современной техникой, применение новых программ;
  6. национальная безопасность - исследование новых стратегий обороны, обеспечивающих боеспособность армии США.

Реализация программ, разрабатываемых в настоящее время в области здравоохранения, является одной из приоритетных целей всей федеральной политики. Показатели состояния здоровья населения США постоянно улучшаются. В 1999 г. детская смертность была самой низкой за все время - 71,1 на 1000 живорожденных младенцев, а средняя продолжительность жизни американцев достигла рекордной величины - 76,5 лет. Показатель смертности среди ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом снизился на 47% по сравнению с 1996г. Особое внимание было уделено профилактике заболеваний на ранних стадиях, а также последующему лечению.

Все успехи в области здравоохранения были достигнуты при незначительном росте расходов и служат подтверждением эффективности проведенных мероприятий.

При активном участии Президента 85 млн. граждан США застрахованы Федеральным планом защиты, включая бенефициаров Медикэйд, обеспечивающих медицинскую помощь малоимущим, и Медикэр, обеспечивающих медицинскую помощь пожилым людям и инвалидам. Администрацией были предприняты неотложные меры, направленные на улучшение обслуживания в домах престарелых. Не остались без внимания Федеральных страховых агентств и 43 млн. незастрахованных граждан.

Статьи бюджета включают расходы:

  • на финансовую помощь при длительном лечении;
  • на медицинское страхование различных категорий граждан;
  • на охрану безопасности и улучшение состояния здоровья общества в целом;
  • на дальнейшее усовершенствование программ Медикэйд и Медикэр.

В 2000 г. Федеральное Правительство намерено потратить примерно 155 млрд. долл. на здравоохранение (табл.2), при этом 88% этой суммы пойдет на прямое оказание медицинской помощи гражданам.

Эти средства направляются на обеспечение услуг здравоохранения, профилактики различных заболеваний, безопасности труда и на проведение и поддержку научных исследований и помощь в подготовке медицинского персонала.

Начиная с 2000 года, бюджетом предусмотрен Налоговый кредит на сумму 1000 долл. для людей с хроническими заболеваниями. Примерно 2 млн. человек смогут воспользоваться этой льготой. Бюджет также предоставляет 125 млн. долл. семьям, оказывающим уход за своими престарелыми родственниками, страдающими хроническими заболеваниями. Таких семей насчитывается примерно 250 тыс.

Программа Федерального Правительства в области здравоохранения (Медикэйд) в 1998г. обслужила около 33 млн. малообеспеченных американцев. Федеральное Правительство истратило на эту программу 101 млрд. долл., тогда как штаты - лишь 76 млрд. долл. Штаты, участвующие в Медикэйд, должны обеспечивать обязательные медицинские услуги: стандартное (больничное) лечение, медицинская помощь на дому и врачебные услуги для определенных слоев населения, включая малообеспеченных (малоимущих), стариков, женщин, детей и инвалидов. С 2000 по 2004 гг. федеральные эксперты ожидают увеличения расходов на Медикэйд в среднем на 7,7% в год.

Программа Медикэйд обслуживает четверть детей США. Она занимается охраной материнства и детства, обеспечивает медицинскую помощь на дому, а также долгосрочную помощь (уход), оказывает помощь двум третям больных, нуждающихся в услугах домашних сиделок. Старики и инвалиды составляют менее трети получателей услуг Медикэйд, однако на их обслуживание тратится почти две трети пособий. Другие категории взрослых и детей составляют более двух третей реципиентов, а получают менее трети от суммы пособий. Медикэйд обслуживает по крайней мере половину взрослых, больных СПИДом (и до 90% детей), и оплачивает большую часть медицинских услуг, предоставляемых этим больным. Медикэйд оплачивает также до трети долгосрочных медицинских услуг. Программа Медикэйд доступна для трех групп легальных иммигрантов, в которые входят дети, беременные женщины и инвалиды, особо нуждающиеся в помощи.

Бюджетом выделяются средства на реализацию программ по предотвращению курения. Каждый день 3000 американских детей становятся курильщиками. Курение является причиной ежегодной смерти 400 тыс. человек от рака, от различных респираторных заболеваний, от болезней сердца и многих других. Все это стоило Медикэйду и другим федеральным программам немалых затрат, и поэтому в бюджете заложена сумма в 20 млн. долл. на убытки, связанные с покрытием расходов по искам, выставленным по суду предприятиям табачной индустрии.

На эти цели бюджет предоставляет более 1,5 млрд. долл. Эта цифра возросла на 7% по сравнению с 1999 г. и на 291% по сравнению с 1993 г.

Из средств бюджета выделяется 50 млн. долл. на лечение детей, страдающих астмой. Более одного млрд. долл. выделяется на программу иммунизации детей. На оздоровительную программу для ветеранов Администрацией Президента выделяется более 18 млрд. долл.

Программа медицинского страхования Медикэр представляет собой страховую программу для людей пожилого возраста и инвалидов. В 2000 г. на эту программу, которая состоит из двух частей (больничного страхования и дополнительного медицинского страхования), будет потрачено 217 млрд. долл. По программе Медикэр услугами здравоохранения смогут воспользоваться 40 млн. пожилых людей и инвалидов. Чистые расходы на эту программу поднимутся примерно на 31% (от 201 млрд. долл. в 1999 г. до 264 млрд. долл. в 2004г).

Значительной частью расходов бюджета являются расходы на Медикэр. В 1980 г. они составили 31 млрд. долларов, или 5,2% от всех федеральных расходов. В 1995 г. эта цифра составила 156,6 млрд. долл., или 10% всех расходов бюджета. К 2004 г. на эту программу планируется выделить 264 млрд. долл., или почти 14% от всех расходов бюджета.

По программе Медикэйд в 2000 г. услугами здравоохранения смогут воспользоваться почти 34 млн. пожилых американцев, включая малообеспеченных, инвалидов и пожилых людей, живущих в домах престарелых. Расходы на Медикэйд, в отличие от Медикэр, Федеральное Правительство делит с властями штатов, оплачивая от 50 до 83% общей суммы (в зависимости от потребности штата). И федеральные расходы, и расходы штатов быстро растут. При этом на финансирование Медикэйд приходится лишь 6% расходов федерального бюджета.

Проведенный анализ состояния дел в здравохранении и образовании США позволяет сделать вывод: Президентская программа нацелена на перспективу. Хотя государственный бюджет в основном ориентирован на вложение инвестиций в развитие производственного потенциала США, существенная часть его выделена на образование и здравоохранение как на приоритетные направления, предложено зарезервировать на них часть профицита.

 


Выпуски > №1, 2000 г. > Основные направления бюджетной политики США в области образования и здравоохранения

 

design by ©VUG
Общая информация  ||  Новости ||  Архив  ||  E-mail