©
А.А. Емельяненко доцент кафедры "Финансы" РГЭУ "РИНХ",
к.э.н. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И
РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА Осуществление
коренных преобразований отечественной экономики с целью ее адаптации к рыночным
условиям выдвигает на первый план ряд проблем относительно устойчивого экономического
развития регионов Российской Федерации. Проблема формирования финансовых ресурсов
является ключевой для всех территориальных образований РФ как с теоретической,
так и с практической точки зрения.
Для обеспечения финансовыми
ресурсами мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий необходима
координация и концентрация денежных средств хозяйствующих субъектов, бюджетов,
внебюджетных фондов и привлеченных средств населения. Важное место среди источников
финансовых ресурсов регионов принадлежит тем, которые непосредственно формируют
доходную базу субъектов Федерации и местных самоуправлений. И это понятно, поскольку
в территориальных бюджетах и бюджетах муниципальных образований сосредоточена
основная часть бюджетных расходов на социальную сферу.
В
настоящее время через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного
бюджета на образование, более 60% - на ЖКХ, 58% и 50% - на здравоохранение и социальную
политику [1].
Вместе с тем большинство бюджетов субъектов
РФ в настоящее время являются дотационными. Количество дотационных регионов(реципиентов),
получающих помощь из федерального бюджета в форме трансфертов, составляло: в 1994
г. - 39; в 1995 г. - 66; в 1996 г. - 75; в 1997 г. - 81; в 1998-1999 гг. - 76
территорий [2]. Не является исключением и наш регион.
Ростовская
область - крупная административная единица Российской Федерации. Наличие достаточно
мощного экономического потенциала территории позволяет ей занимать ведущие позиции
в РФ по многим показателям социально-экономического развития: 23 место - по производству
ВРП, 25 место - по численности занятых, 17 место - по объему промышленного производства,
18 место - по бюджетным расходам, 19 место - по налоговым поступлениям [4].
Уровень
эффективности экономики любого региона характеризуется показателем производства
ВВП на душу населения. По Ростовской области данный показатель составляет 9,8
млн. рублей в год, что обеспечивает ей лишь 76 место среди 89 субъектов РФ. Невысок
и рейтинг регионального индекса развития - 32 среди 89 субъектов РФ [4]. Эти показатели
позволяют сделать вывод о недостаточно эффективном использовании социально-экономического
потенциала области: в целом Ростовская область не входит даже в первую двадцатку
регионов России.
Вместе с тем кризис отечественной экономики
в августе 1998 г. послужил толчком к активизации производства в промышленном секторе
экономики Дона. 1999 год стал переломным для промышленности Ростовской области:
преодолен спад производства практически во всех отраслях промышленности, изменилась
отраслевая структура промышленного производства.
По данным
Министерства финансов Ростовской области, консолидированный бюджет области за
1999 год исполнен с профицитом. По сравнению с 1997-98 гг. в 1999 г. наблюдается
значительный рост поступления налогов и других обязательных платежей, равный 155,0%[3].
Наряду с налоговыми доходами, по-прежнему являющимися основой формирования доходной
части бюджета - 74,8% (в 1999г.), возросла роль безвозмездных перечислений от
бюджетов других уровней, а именно трансфертов: с 8,5% в 1998 г. до 17,2% в 1999
г.
В составе основных расходных статей бюджета Ростовской
области важное место занимает финансирование социально-культурной сферы: в общей
структуре ВРП эти расходы неуклонно возрастали, начиная с 1995 г., и лишь некоторое
снижение (с 18,5% до 14,3%) наблюдалось к концу 1998 г., что связано в первую
очередь с кризисом, разразившимся в отечественной экономике в августе 1998 г.
Однако уже в 1999 г. ситуация выравнилась и расходы на финансирование социально-культурной
сферы составили 18,1% в сумме ВРП.
Данные таблицы 1 свидетельствуют
о высокой доле местных бюджетов в проведении социально-культурных мероприятий:
в сфере образования - более 90%, в области здравоохранения - 65,5%, в области
культуры - 37,1%. Значительно возросли расходы местных бюджетов в проведении социальной
политики в регионах: в 1997-1998 гг. доля этих расходов составляла более 84%.
В 1999 г. в структуре областного бюджета увеличились расходы на социальную политику,
чем и объясняется некоторое снижение этих расходов в местных бюджетах.
В
целом расходы консолидированного бюджета Ростовской области на социально-культурные
мероприятия в 1995-98 гг. можно представить следующим образом: В составе расходов
на социальную сферу наибольший удельный вес занимают затраты на образование: 44%
- в 1995-96 гг., 47,2% - в1997 г., 46,8% - в 1998 г., 50,3% - в 1999 г. Благодаря
постоянному росту расходов на образование Ростовская область достигла хороших
результатов в повышении образования и культурного уровня населения. На начало
1999/2000 учебного года в области функционировало 18 государственных высших учебных
заведений, где обучалось 123 тыс. студентов, было выпущено 16110 специалистов
с высшим образованием. В 69-ти средних специальных учебных заведениях в 1999/2000
учебном году обучалось 73 тыс. человек и выпущено 18590 специалистов. В Ростовской
области на 1.09.2000г. из общего числа (1877) общеобразовательных школ работали
13 гимназий (10,7 тыс. учащихся), 19 лицеев (6,3 тыс. учащихся); кроме того действовали
22 негосударственные школы с общей численностью учащихся 1455 человек. Таким образом,
в связи с открытием коммерческих учебных заведений наблюдается отток детей из
государственных школ.
К 2000 г. в целом число школ в области
увеличилось на 15 и составило 1877, при этом количество учащихся в них сократилось
до 625,4 тыс. человек, или 1,71%. Это объясняется снижением рождаемости. Так,
в 1999 г. число родившихся на 1000 человек составило 8,2 против 9,5 в 1993 году.
Естественный прирост населения за этот период сократился на 13,7%.
Расходы
на здравоохранение обеспечивают содержание и развитие широкой сети медицинских
учреждений областного и муниципального значения. Эти расходы в общем объеме расходов
консолидированного бюджета области занимали 12,2 и 14% в 1998 и 1999 гг. соответственно.
В целом в данной области социальной сферы складывается неблагоприятная атмосфера:
в 1998 году сократилось число больничных учреждений - на 25 единиц по сравнению
с 1997 годом, также наблюдается сокращение числа больничных коек, рост объема
платных медицинских услуг в 1,2 раза при общей тенденции снижения реальных денежных
доходов населения [3].
Значительный удельный вес в консолидированном
бюджете Ростовской области занимают расходы, связанные с проведением социальной
политики и социальным обеспечением. Их распределение между отдельными звеньями
местных бюджетов в динамике представлено следующим образом:
Основным
источником социального обеспечения являются городские бюджеты. Их доля за рассматриваемый
период снизилась с 62,4% в 1997г. до 50,2% в 1999 г., но в целом осталась наибольшей
по сравнению с бюджетами других уровней бюджетной системы Ростовской области.
Это объясняется тем, что численность населения моложе и старше трудоспособного
возраста (те, на кого и рассчитаны в большей степени выплаты пенсий, различных
пособий и компенсаций) в городах области в 1,8 раза выше, чем в сельской местности.
Заметим,
что в течение последних 3-х лет уровень расходов на социальную политику в общем
объеме расходов на социально-культурную сферу области оставался неизменным - 5,7-5,9%.
Как
уже отмечалось ранее, местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ несут большую социальную
нагрузку, финансируя расходы на социально-бытовую инфраструктуру регионов. Поэтому
для общей оценки состояния социально-экономического развития региона важное значение
имеет анализ расходной части территориального бюджета, а точнее на -правление
расходов, их объем и структура, степень выполнения бюджетных назначений.
План
по расходам на финансирование социально-культурной сферы за последние три года
практически ни разу не выполнялся, что отразилось на выполнении плана бюджетных
назначений и по отраслям данной сферы. В 1999 г. образование и культура были профинансированы
немногим более, чем на 90%, здравоохранение - на 88,3%, а расходы на социальную
политику составили 74,6%, что значительно выше, чем, например, в 1997-98 гг. (52
и 50,1% соответственно), но гораздо меньше, чем в 1991 г. (80,1%). Характерным
для отраслей непроизводственной сферы является то, что такую "экономию"
средств нельзя ставить им в заслуги, ибо это вынужденная "экономия",
причина ее - болезнь экономики. Учитывая общее состояние социально-культурной
сферы, ее слабую материальную обеспеченность и растущую нехватку финансовых ресурсов,
невыполнение плана бюджетных назначений следует считать недопустимым явлением.
Для
выявления истинных причин сложившейся ситуации следует особо остановиться на данных
о кредиторской задолженности в учреждениях социально-культурной сферы. Благодаря
заметному оживлению экономики области в 1999 году, ужесточению контроля за сбором
налогов в течение 1999-2000 гг. удалось снять напряжение по ряду социальных вопросов.
На
1 января 2000 г. просроченная задолженность по заработной плате сократилась по
сравнению с данными на 1 января 1999 г. на 16,7%. При этом отмечалось снижение
размера задолженности во всех отраслях экономики, в том числе в отраслях социальной
сферы - 28,4% (работникам социального обеспечения задолженность была погашена
полностью, работникам образования - на 71%, работникам здравоохранения, культуры
и искусства - в 2 раза. Четвертую часть суммарной просроченной задолженности по
заработной плате составила задолженность из-за недофинансирования из бюджетов
всех уровней.
На 1 января 2000 г. размер просроченной задолженности
из-за недофинасирования из бюджетов всех уровней сократился, и она была погашена
работникам социальной сферы на70-82%. Следует заметить, что около 80% задолженности
из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней приходится на шахтерские территории
(города Гуково, Красный Сулин, Шахты, Белокалитвинский и Октябрьский районы).
Из
общего объема бюджетного недофинансирования на 1.01.2000г. 85,2% приходится на
федеральный бюджет и 14,8% - на консолидированный бюджет области. По сравнению
с данными на 1.01.99г. просроченная задолженность за счет консолидированного бюджета
области была погашена на 26,5%, за счет средств федерального бюджета - на 3,2%.
В 1999 г. в отраслях социальной сферы удалось снизить
так же и кредиторскую задолженность по оплате коммунальных платежей - в среднем
на 6%, хотя в целом объем данного вида кредиторской задолженности достаточно велик
- 167,3 млн. рублей. В структуре расходов на социально-культурную сферу наибольший
удельный вес задолженности - в образовании (77,7%). Основная причина такого положения
дел кроется в основном в невыполнении бюджетных назначений по финансированию жилищно-коммунального
хозяйства.
Несмотря на определенные усилия государства
по реформированию жилищной сферы, результаты в настоящее время крайне неудовлетворительны:
рынок жилья стагнирует, обострилась проблема оплаты коммунальных услуг. В этой
связи весьма целесообразным представляется использовать значительную долю поступлений
от государственных налогов, идущих на бюджетное финансирование ЖКХ (26,5% в расходах
консолидированного бюджета Ростовской области), на увеличение заработной платы,
пенсий, социальной помощи, с тем чтобы обеспечить прожиточный минимум каждому,
и тогда граждане будут регулярно рассчитываться за жилищно-коммунальные услуги.
При этом можно будет отказаться и от существенной части льгот по их оплате.
Существующая
в Ростовской области задолженность по выплате пособий и пенсий (в 1999 г. - 923299
тыс. руб. и 924696 тыс. руб. соответственно), по медицинским расходам (9269 тыс.
руб. в 1988 г.) имеет те же причины, что и другие виды кредиторской задолженности,
о которых упоминалось ранее. Главные среди них - это недофинансирование из бюджетов
разных уровней, а чаще всего нецелевое использование бюджетных средств.
Проведенный
анализ подтверждает вывод о том, что базовые направления государственной политики
(в частности социальная сфера) финансируются не с федерального или регионального
уровня, а из местных бюджетов. Отсюда вытекает важность решения задачи создания
работоспособной бюджетной системы муниципальных образований, усиления контроля
за законностью и эффективностью операций, связанных с использованием бюджетных
средств. Тем более что проблема предотвращения кредиторской задолженности бюджетов
разных уровней в настоящее время еще не решена и является актуальной.
Единственным
существующим механизмом ограничения роста кредиторской задолженности в современных
условиях стал учет бюджетных обязательств органами Федерального казначейства.
Сегодня
по-прежнему в области остается много нерешенных проблем социального характера:
не улучшается демографическая ситуация в регионе, не снижается смертность населения,
нет роста рождаемости, остается низкой покупательная способность населения. После
кризиса 1998 года наблюдалось обесценивание сбережений и падение денежных доходов
населения. В наибольшей степени снизились реальные доходы пенсионеров. Даже после
20-процентного индексирования, произведенного в феврале 2000 г., прожиточный минимум
пенсионера будет всего на 10% ниже, чем средняя пенсия (400 рублей в месяц).
В
сложившихся условиях по-прежнему актуальной остается задача дальнейшего развития
и повышения эффективности функционирования учреждений социально-культурной сферы. Однако
в настоящее время учреждениям социальной сферы бюджетных средств едва хватает
для удовлетворения своих первейших потребностей. Все чаще бюджетные учреждения
и организации прибегают к возмещению текущих расходов за счет собственных доходов,
получаемых ими в результате хозяйственной, культурной, учебной и иной деятельности
(внебюджетные средства).
В настоящее время уровень бюджетной
обеспеченности субъектов РФ различен. Высокая степень бюджетной обеспеченности
дает возможность регионам относительно самостоятельно решать конкретные задачи
в социальной сфере. Субъекты РФ с низкой бюджетной обеспеченностью вынуждены пока
регулировать социальные расходы с помощью механизма бюджетного регулирования,
то есть должны формировать финансовые нормативы с учетом следующих условий: -
использование нормативной и законодательной базы, определяющей материально-вещественные
показатели социальных норм и нормативов ("минимальный социальный стандарт");
-
учет социально-экономических и природно-географических особенностей отдельных
районов и территорий внутри субъектов Федерации;
- единый
подход в определении финансовых нормативов применительно к конкретным районам
и городам;
- применение единых для всех районов и городов
корректирующих коэффициентов, отражающих уровень их доходов.
Таким
образом, в условиях рыночных отношений бюджет перестает быть единственным источником
средств, поступающих в социально-культурную сферу. В условиях дефицитности местных
бюджетов, на долю которых приходится наибольший удельный вес расходов на социальную
сферу, актуальной является задача поддержания гарантированного законодательством
минимального уровня социально-культурного обслуживания в регионах.
ЛИТЕРАТУРА -
Борескова Е.В., Китова Е.Н. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном
и местном уровнях // Финансы. 2000. №5. С.12.
- Аронова ГБ.
Из опыта определения трансфертов местным бюджетам // Финансы. 2000. №7. С.23.
-
Ростовская область. Стат. Ежегодник. 1998-1999гг. - Ростов-на-Дону. Госкомстат
РФ. Ростовский областной комитет гос. статистики. - 1999.
-
Френкель А.А. Экономика России в 1992-1997гг.: тенденции, анализ, прогноз.
М.: Финстатинформ, 1998; Экономика и жизнь. 1998. №50.С.30.
|