А.В.
Максимов руководитель муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону., к.э.н. РомановаТ.Ф.,
Иванова О.Б., Рукина С.Н., Богославцева Л.В. Система государственных социальных
стандартов и реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации:
Научно-практическое пособие / РГЭА. - Ростов-на/Д., 2000. Преобразования
в социальной сфере в условиях реформирования российской экономики становятся ключевыми.
В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции
в человека. Именно поэтому последовательное осуществление политики, базирующейся
на реально имеющихся у государства ресурсах и возможностях, предполагает переход
к перераспределению социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения
и обеспечению адресности социальной поддержки. Несистемная
и оторванная от логики экономических преобразований социальная политика, проводившаяся
длительное время, привела к целому ряду негативных явлений, в т.ч. поляризации
населения по уровню доходов, имущественному и социальному расслоению, ослаблению
стимулов к трудовой деятельности. В условиях возросшего
недофинансирования социальных программ практически ни одна из социальных функций
государства не реализуется в тех количественных и качественных параметрах, которые
предусмотрены законодательством. Между тем обеспечение конституционных гарантий
социальной защиты граждан предполагает выработку целостной системы социальных
индикаторов, имеющих четко обусловленные количественные параметры и постоянно
учитывающих качественные изменения социального развития. Исходя
из этого выход в свет научно-практического пособия "Система государственных
социальных стандартов и реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации"
является, на наш взгляд, крайне своевременным и имеет несомненно важное значение,
как с позиций теоретико-методологических подходов, так и с практической точки
зрения. Рецензируемое пособие отражает современный уровень
знаний в области планирования и финансирования социальных расходов бюджета, межбюджетных
отношений. Внимание авторов сконцентрировано и на новых аспектах - содержании,
формировании и направлениях использования государственных минимальных социальных
стандартов (ГМСС). Научно-практическое пособие включает
четыре главы:
- содержание социальной политики государства
в условиях рыночных реформ: цели, задачи, направления использования ГМСС;
-
модель финансового и бюджетного федерализма, порядок разграничения доходных и
расходных полномочий между бюджетами; механизм формирования и использования фонда
финансовой поддержки регионов;
- методики бюджетного нормирования
в образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите, жилищно-коммунальном
хозяйстве;
- направления совершенствования методик социального
нормирования.
Исследования функционального назначения
системы государственных минимальных стандартов, принципов их формирования и направлений
использования, к сожалению, не получили должного развития в экономической литературе.
Достаточно сказать, что до настоящего времени так и не утвержден Федеральный закон
о ГМСС. Отсутствие единой нормативной и методологической базы требует разработки
научно-обоснованной концепции формирования системы ГМСС и, в первую очередь, отработки
понятийного аппарата. В рецензируемом научно-практическом пособии авторы делают
попытку дать четкое определение таких понятий, как государственные услуги, государственные
стандарты, социальные нормы и финансовые нормативы, проводя между ними смысловые
разграничения и устанавливая взаимосвязь. Все эти вопросы рассмотрены через призму
социальных преобразований в России. Особое внимание уделено развитию принципов
предоставления социальных услуг. Освоение государством рыночных механизмов в социальной
сфере, мировая практика и российский опыт потребовали принципиально новых теоретических
подходов и осмысления социальной политики как сложного структурного образования,
включающего блок социальной защиты, блок социальных гарантий и блок социального
страхования. А отсюда и вывод о необходимости выбора наиболее приемлемых способов
и оптимального характера вмешательства государства в деятельность социальной сферы.
Этим проблемам и посвящена первая глава издания.
Особый
интерес представляет вторая глава научно-практического пособия - "Реформирование
межбюджетных отношений - важнейший фактор достижения социально-экономической стабилизации".
Рассматривая российскую модель финансового и бюджетного федерализма, авторы вполне
правомерно считают, что переход к реальному, а не формальному финансовому федерализму
выдвигает на первый план целый ряд нерешенных теоретических и практических проблем,
к которым они относят вопросы совершенствования регионального развития путем территориального
управления собственностью и модернизации системы долевого участия, с одной стороны,
и выработки социальных стандартов и совершенствования трансфертов, с другой стороны.
Генезис
реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации позволил авторам
научно-практического пособия выявить ряд существенных недостатков и обосновать
основные направления современной парадигмы межбюджетных отношений. При этом особое
внимание уделено проблеме разграничения расходных и доходных полномочий и их закрепления
между уровнями бюджетной системы, а также механизму формирования и использования
фондов финансовой поддержки регионов и муниципальных образований. Критический
анализ имеющихся недостатков действующей системы межбюджетных отношений свидетельствует
о достаточной глубине исследования, позволяющей выделить базовые условия повышения
заинтересованности субъектов Федерации и муниципальных образований в наращивании
собственных доходов, рационализации бюджетных расходов, сокращении зависимости
от финансовой помощи, обеспечении сбалансированности бюджетов и др.
Несомненный
практический интерес представляет анализ эффективности реализации нормативов бюджетного
финансирования в отраслях социальной сферы (на примере Ростовской области), проведенный
в третьей главе научно-практического пособия. Следует особо отметить, что осуществление
такого рода исследования стало возможным в тесном сотрудничестве с Министерством
финансов Ростовской области и со всеми департаментами отраслей социальной сферы
(образования, здравоохранения, ЖКХ, социальной защиты, культуры). Об этом свидетельствует
большой нормативный и статистический материал. Целью анализа является критический
подход к имеющимся методикам финансирования отраслей социальной сферы и выработка
методических рекомендаций по их совершенствованию. Результатом анализа действующей
практики финансирования учреждений социально-культурной сферы и ЖКХ явился разработанный
Министерством финансов Ростовской области проект закона Ростовской области "О
нормативах минимальной бюджетной обеспеченности в социально-культурной сфере и
ЖКХ области". С 2000 года на его основе составляется областной и местные
бюджеты.
В контексте вышеизложенного можно сделать вывод
о том, что рецензируемое научно-практическое пособие позволяет получить ответы
на целый ряд проблемных вопросов, касающихся реформирования межбюджетных отношений
в Российской Федерации и системы государственных стандартов. Региональный аспект
придает данному пособию особый интерес для практических работников, а теоретические
выводы - для научных работников, аспирантов, студентов.
Одновременно
следует отметить, что круг проблем, рассмотренных в пособии, не является исчерпывающим.
Думается, что дальнейшие исследования в этом направлении позволят авторам осветить
также и те проблемы, которые не нашли отражения в данной научной работе. |