©
М.Р. Григорян ст. преподаватель кафедры
"Международное право", ассистент кафедры "Финансовый менеджмент" РГЭУ
"РИНХ", к.э.н. ПОВЫШЕНИЕ
ФИСКАЛЬНОЙ РОЛИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ Осуществление
рыночных реформ изменило отношение к таможенной политике, сущность которой, как
органичной составной части внутренней и внешней политики государства, выражается
в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных
мер по развитию внешнеэкономических связей страны. Главной целью таможенной политики
России в контексте новой макроэкономической ситуации в начале третьего тысячелетия
должно стать использование импорта как фактора экономического роста, повышение
конкурентоспособности и расширение экспортных возможностей обрабатывающего сектора
национальной экономики. Таможенно-тарифная политика, с одной стороны, призвана
обеспечить оживление деловой и инвестиционной активности для модернизации экономики
и повышения ее конкурентоспособности, а с другой стороны, поставить разумные протекционистские
барьеры широкой экспансии зарубежной продукции.
Реализация
целей таможенной политики приводит к изменениям в характере деятельности таможенных
структур, повышению их роли в осуществлении государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности. Регулятивное воздействие на экономические процессы в стране осуществляется
путем изменения ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу, введением новых или отменой существующих пошлин.
С
1 января 2001 г. постепенно, в несколько этапов, вводится новый импортный таможенный
тариф. В течение 9 месяцев изменялись таможенные ставки по трети имеющихся позиций,
только 12% ставок увеличены. В остальных случаях они стали ниже действовавших
в 2000 г. Внесенные изменения затронули и в целом сетку таможенных тарифов: вместо
действовавших семи установлены четыре базовые ставки импортных пошлин: 5, 10,
15 и 20% (прежде максимальный размер пошлины составлял 30%). Превышающая 20% ставка
определена для алкогольной продукции и готовых табачных изделий. На сырьевые товары
сохранена минимальная ставка в размере 5%. Наряду с этим положительную роль должно
сыграть проводимое унифицирование таможенных ставок на товары с однородными или
схожими характеристиками. Постепенный процесс введения новых ставок таможенных
пошлин позволит проанализировать их эффективность и внести коррективы, обеспечивающие
достижение целей таможенной политики Российского государства. В перспективе целесообразны
изменения и экспортных пошлин, которые приведут к сокращению перечня товаров,
облагаемых ими. Возможно, экспортные пошлины останутся на нефть, нефтепродукты,
лом цветных металлов, поскольку их применение является эффективной мерой регулирования
внешней торговли и позволяет контролировать добычу и использование невосполнимых
природных ресурсов страны.
Кроме
тарифных мер применяются и нетарифные, такие как: запреты и ограничения на ввоз
и вывоз товаров, лицензирование и квотирование экспорта и импорта.
Результатом
проводимой макроэкономической и таможенной политики должен стать рост объемов
налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, контролируемых таможенными
органами России. В 2000 г. в бюджетный фонд перечислено 359,9 млрд. руб. таможенных
платежей против 187 млрд. руб. в 1999 г., в 2001 г. предполагается собрать около
350 млрд. руб. Следует обратить внимание на то, что обязательные платежи, контролируемые
таможенной службой РФ, составляют третью часть доходов бюджетного фонда, формируемого
на федеральном уровне. Это обстоятельство убедительно подтверждает, что приоритетным
направлением деятельности рассматриваемых структур является наполнение доходной
части бюджета.
Внешнеторговая
деятельность, осуществляемая субъектами ВЭД Южного федерального окру-га, не могла
не отразиться на объемах и структуре таможенных пошлин и налогов, перечисляемых
в федеральный бюджет. Если в 1997 г. в казну государства было перечислено 6686,22
млн. руб., то в 2000 г. - 43707,6 млн. руб. Основными причинами роста объемов
таможенных платежей в 1997-1998 г. было повышение курсов иностранных валют к российскому
рублю, в результате чего возросла таможенная стоимость товаров. Кроме того, была
введена дополнительная импортная пошлина в размере 3%, сокращен перечень продовольственных
и детских товаров, обороты по реализации которых облагались НДС по ставке 10%.
В 2000 г. увеличение поступлений в федеральный бюджет обеспечили вывозная таможенная
пошлина и акциз на нефть, ввозная таможенная пошлина на сахар-сырец, отмена льгот
по НДС на технологическое оборудование, инфляционные процессы. Ведущими источниками
формирования налоговых доходов федерального бюджета таможнями, подведомственными
Южному таможенному управлению, являются экспортная пошлина и НДС. Немаловажную
роль в сборе таможенных платежей сыграли и таможенные органы, подведомственные
Южному таможенному управлению, усилившие проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, имели место факторы, повлиявшие на снижение таможенных платежей, непосредственно
зависящие от результатов деятельности таможенных органов: недекларирование товаров,
занижение таможенной стоимости товаров, занижение веса перемещаемых товаров, непринятие
своевременных и полных мер по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей
с участников ВЭД, необоснованное предоставление льгот по уплате таможенных платежей.
Ведущую роль
в формировании доходной части федерального бюджета в Южном федеральном округе
занимает Новороссийская таможня - до 60%. Значительную роль играют также Туапсинская,
Нижневолжская, Ростовская, Краснодарская, Астраханская и Темрюкская таможни. Вклад
каждого из остальных 12 таможенных органов составляет менее 1%.
Выполнение
бюджетных назначений таможенными структурами Южного федерального округа зависит
от двух основных товаров: нефти при экспорте и сахара-сырца при импорте.
Реальным
источником пополнения бюджетных доходов должны стать ликвидация задолженности
по уплате таможенных платежей, а также организация действенного постоянного контроля
над целевым использованием товаров, помещаемых в таможенные режимы, предусматривающие
полное или частичное освобождение от уплаты пошлин и налогов.
Поставленная
в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 гг. задача обеспечения эффективного выполнения фискальной
функции таможенных пошлин настоятельно требует усиления контроля таможенной стоимости
товаров.
В результате
осуществления контроля таможенной стоимости таможнями Южного таможенного управления
только за 1999 г. откорректировано товаров по 6131 наименованию, в результате
чего таможенная стоимость увеличилась на 1470,9 млн. руб., довзыскано таможенных
платежей и штрафов в размере 62,9 млн. руб. (в 3 раза больше, чем в 1998 г.).
В 2000 г. эти показатели соответственно составили 12400 наименований, 2 млрд.
руб., 124 млн. руб. На одну корректировку таможенной стоимости в среднем по региону
в эти годы доначислено 10,3 тыс. руб. и 10,0 тыс. руб. таможенных платежей соответственно.
Увеличение доначисленных
таможенных платежей объясняется расширением ассортимента ввозимых товаров, по
которым корректируется таможенная стоимость, вследствие чего расширился диапазон
ставок таможенных пошлин, повлиявших на величину доначисленных сумм таможенных
платежей.
Таможенными
органами активизируется работа по контролю таможенной стоимости вывозимых товаров.
В 1999 г. откорректировано 1201 наименование экспортируемых товаров на сумму более
895,8 млн. руб., или 60,9% от общей суммы откорректированной таможенной стоимости
по региону. При этом сумма доначисленных и взысканных платежей составила 13,95
млн. руб. (69% от общей суммы). В 2000 г. аналогичный показатель составил 13,2
млн. руб.
Наибольшая
результативность корректировок таможенной стоимости отмечается в процессе таможенного
оформления товаров, вследствие чего целесообразно упростить эту процедуру и создать
центры таможенного оформления, несмотря на первоначальные значительные инвестиции,
которые, естественно, окупятся.
Таможни
Южного федерального округа при наличии сомнений в отношении заявленных декларантом
сведений о таможенной стоимости либо в достоверности предоставленных документов
всех участников сделки ставят их на спецконтроль.
Отделом
контроля таможенной стоимости Южного таможенного управления проводится аналитическая
работа по обоснованности вычетов транспортных расходов по территории России, монтажа
и наладки оборудования при определении участниками ВЭД величины таможенной стоимости.
Анализ информационной базы показал, что вычеты транспортных расходов по территории
России были произведены не всегда обосновано. В результате проведенных мероприятий
было довзыскано более шестидесяти тыс. руб.
С
целью повышения собираемости таможенных платежей необходимо усилить взаимодействие
отделов таможенных инспекций Южного таможенного управления с налоговыми органами.
В 2000 г. контролирующими органами было проведено 70 совместных проверок, в результате
чего было выявлено нарушений таможенного законодательства на сумму 529,31 тыс.
руб. и нарушений налогового законодательства на сумму 3117,8 тыс. руб. На наш
взгляд, в ближайшее время необходимо устранить причины, препятствующие взаимодействию
органов, такие как: отсутствие единой базы данных по регистрации участников ВЭД
и законодательных актов, регламентирующих инспекционную деятельность таможенных
органов в соответствии с налоговым законодательством, отсутствие единой формы
документов, определяющих порядок оформления результатов проверки участников ВЭД.
Следует продолжить
проведение проверок организаций, торгующих импортными товарами (таможенный аудит),
в ходе которых продавцы должны подтвердить их легальность и полноту уплаты таможенных
платежей в соответствии с таможенным режимом. Реализация рассмотренных мероприятий
позволит повысить собираемость обязательных платежей в федеральный бюджет, контролируемых
таможенными органами. ЛИТЕРАТУРА -
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" от 5
января 2000 г.
- Федеральный закон "О внесении
изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 г." в связи с получением
дополнительных доходов" от 27 декабря 2000 г.
-
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год" от 28 декабря 2000 г.
|