Финансовые исследования
           Выпуски > №3, 2001 г. > Налоговые интересы в образовании

Общая информация

Новости

Электронная версия (архив)

Требования к оформлению рукописей

Порядок прохождения поступивших в редакцию материалов

Редакционный совет

Редакционная коллегия

Контактная информация

E-mail

На сайт РГЭУ

     



 

© Е.В. Поролло
доцент кафедры "Финансы"
РГЭУ "РИНХ", к.э.н.

НАЛОГОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ОБРАЗОВАНИИ

       Процесс рыночной трансформации объективно способствует росту потребностей в получении новых знаний и профессиональных навыков. Этим обстоятельством объясняются четко обозначившиеся в России в последнее десятилетие тенденции к развитию и совершенствованию образовательной деятельности на основе взаимного согласования спроса и предложения на услуги по обучению детей, подготовке и переподготовке кадров, подтверждению и повышению квалификации отдельных категорий работников и самозанятых граждан. Формирование рынка образовательных услуг призвано обеспечить реализацию права на образование, гарантированного Конституцией Российской Федерации. При этом под контролем государства находится создание системы образования, равенство в условиях доступа к этой системе и социально-экономические условия ее функционирования. Однако в последние годы деятельность большей части образовательных учреждений осуществляется в сложных условиях, при неполном бюджетном финансировании стандартных государственных программ, зачастую в режиме выживания. Вместе с тем, именно уровень отечественного образования, по рейтингам Организации объединенных наций, является одним из немногих факторов, которые позволяют считать Россию в составе развитых стран мира.

       Указанное обстоятельство требует совершенствования экономического механизма поддержки образования. Важное значение имеет наращивание прямых бюджетных ассигнований в сферу образования, которое явилось одним из приоритетов в формировании федерального бюджета 2002 г. (смотри рисунок 1) [1]. Вместе с тем даже существенный прирост уровня финансирования не может решить всех проблем отрасли. Образовательные учреждения активно используют возможности привлечения финансовых ресурсов посредством оказания платных услуг.

       Однако возможности развития образовательного рынка ограничиваются как платежеспособным спросом, так и необходимостью поиска дополнительных средств для создания конкурентоспособных образовательных продуктов. Поэтому среди мер государственной поддержки образовательной деятельности особое место отводится налогообложению. Общепризнан тот факт, что налоговая система является гарантом обеспечения стабильности в обществе, поддерживая и стимулируя социальные приоритеты. Значимость же образования для нашей страны требует от государства проведения щадящей налоговой политики в этой сфере, применения разветвленной системы льгот и преференций. Особый подход к организации налогообложения проявляется в отношении как учреждений образования, так и потребителей образовательных услуг, специфические интересы которых рассматриваются в данной статье.

       Совокупность условий налогообложения в рамках действующего законодательства позволяет определить три группы взаимосвязанных проблем:

  1. реализация права на налоговые льготы учреждениями образования;
  2. налогообложение расходов на подготовку и переподготовку кадров;
  3. предоставление социального налогового вычета физическим лицам по расходам на обучение.

       Рассматривая первую группу, необходимо отметить, что специфика налогообложения образовательных учреждений учитывает то обстоятельство, что ст.40 Закона РФ "Об образовании" продекларировано их освобождение от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом. Однако интересы образовательных учреждений государственными органами, ответственными за исполнение налогового законодательства, не всегда соблюдаются. Данные, приведенные на рисунке 2, свидетельствуют о значительном уровне нарушений закона, допущенных образовательными учреждениями.

       Вместе с тем, у нас есть основания полагать, что большая часть нарушений, выявленных в ходе контрольных действий налоговыми органами, связана с исполнением образовательными учреждениями ст.40 Закона РФ "Об образовании", о чем свидетельствует относительно низкий показатель взыскания. Допущенная законодателем коллизия правовых норм поставила налогоплательщиков перед проблемой выбора: какие законы следует соблюдать? По мнению Минфина РФ и МНС РФ, применению подлежат только те льготы по налогам, которые установлены соответствующими законами о налогах. Доказывая правомерность своей позиции, уважаемые ведомства используют следующие доводы. Во-первых, налогоплательщик в силу статьи 21 Налогового кодекса обладает правом использования налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством. Во-вторых, законы, предметом которых не является налогообложение (в том числе и Закон "Об образовании"), не считаются актами налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик не может применять льготу, если она содержится в неналоговом законе.

       Налогоплательщики, защищая свои интересы, используют иную аргументацию. Прежде всего, все федеральные законы (как налоговые, так и неналоговые) действуют на территории России в равной степени, без каких-либо ограничений при условии соблюдения конституционных принципов. Во-вторых, законодательство о налогах регулирует прежде всего отношения по установлению, введению и взиманию налогов (ст.2 Налогового кодекса РФ). В-третьих, федеральный закон, устанавливая налоговую льготу, регулирует налоговые отношения. Таким образом, обе позиции основаны на правовых нормах, что дало основание для рассмотрения в арбитражных судах большого количества исков, сторонами в которых являлись налоговые органы и образовательные учреждения. Судебная практика свидетельствует о том, что более предпочтительной оказалась позиция налогоплательщиков - образовательных учреждений. С редким единодушием арбитражные суды по всей России признают право образовательных учреждений на использование налоговых льгот, предусмотренных неналоговыми законами.

       Это обстоятельство не означает, тем не менее, исчерпанности вопроса. В практике образовательной деятельности часто возникают ситуации, требующие специальной оценки с позиции соблюдения налогового законодательства. Так, своеобразные налоговые обязанности возникают у образовательных учреждений в ситуации, когда услуги по обучению оказываются вне места постоянного нахождения организации. Например, в случае проведения программ повышения квалификации высшими учебными заведениями, когда преподавательский состав направляется в служебную командировку для чтения лекционных курсов. Как правило, подобные услуги не имеют систематического характера и оказываются по разовым договорам либо при наличии организованной группы слушателей, поэтому создание структурного подразделения вуза в виде филиала или представительства по месту чтения лекций нецелесообразно. Вместе с тем, налоговым законодательством предусмотрена обязанность организации-плательщика встать на учет в налоговой инспекции как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом законодатель определил обособленное подразделение в налоговых целях независимо от того, включено ли такое подразделение в структуру организации, отражено ли его создание в учредительных либо организационно-распорядительных документах, наделено ли оно полномочиями в соответствии со статусом структурной составляющей юридического лица.

       В этой связи необходимо подчеркнуть, что увязка обязанностей плательщиков с характером их деятельности по признаку территориальности имеет под собой экономическое обоснование. В качестве безусловных преимуществ такого подхода можно выделить следующие:

  1. справедливость в разграничении фискальных интересов бюджетов различных уровней;
  2. равномерность распределения бюджетных ресурсов, аккумулируемых в виде налогов, в соответствии с потенциалом региона;
  3. обеспечение реального учета налоговой базы в пределах территориальной налоговой юрисдикции;
  4. персонификация налоговой правосубъектности юридических лиц на соответствующей территории.

       Признавая и поддерживая в принципе реализацию идеи фискального федерализма посредством установления обязанности уплачивать налоги по месту осуществления деятельности, необходимо, тем не менее, указать на весьма противоречивый характер ее правового оформления. В научной литературе неоднократно отмечалось крайне неудачное определение обособленного подразделения организации в ст.11 Налогового кодекса РФ [3]. В указанной статье выделены два ключевых признака обособленного подразделения. Во-первых, территориальная обособленность, во-вторых, наличие оборудованных стационарных рабочих мест. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

       Каких-либо иных пояснений по данному вопросу в Кодексе не содержится. Тем не менее, на практике требуются более прозрачные толкования понятий "территориальная обособленность" и "рабочее место". Так, например, при решении вопроса о регистрации вуза в качестве плательщика налогов по месту чтения лекций необходима четкая определенность. Неясно, в частности, следует ли учитывать территориальный фактор деятельности в пределах города с районным делением, в границах одного субъекта РФ либо при выезде в другой регион. Решая эту проблему, плательщик вынужден соотносить свои налоговые обязательства с распределением суммы налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами. Но такое распределение производится в порядке, определенном бюджетным законодательством, и никоим образом не может быть связано с обязанностями, вытекающими из Налогового кодекса.

       Далее, в законодательстве о налогах и сборах не определено понятие "рабочее место". В такой ситуации, в соответствии с принятым порядком, в целях налогообложения надлежит руководствоваться теми значениями, которые применяются в других отраслях права (гражданском, семейном, трудовом и т.д.). В нормативных актах, регулирующих трудовую деятельность, рабочее место характеризуется как место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности. Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" определяет рабочее место как "место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя". Этот же закон рекомендован МНС для руководства в работе при разрешении спорных ситуаций о месте постановки на налоговый учет (см. Приказ МНС № ГБ-3-12/309 от 27.11.1998 г. "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (в ред. Приказа МНС РФ от 24.12.1999 г. № А-3-12/412)).

       Таким образом, рабочее место может возникнуть только в результате заключения трудового договора, в рамках которого существуют отношения между работодателем и работником. Статья 15 Кодекса законов о труде РФ характеризует трудовой договор (контракт) как соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнить работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. К участию в проведении лекционных занятий по программам повышения квалификации и подготовки кадров привлекаются, как правило, штатные работники образовательного учреждения. Выезд для проведения занятий оформляется как служебная командировка. В соответствии с действующей Инструкцией "О служебных командировках в пределах СССР" от 07 апреля 1988 г. № 62, утвержденной Министерством финансов СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, "служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. В тех случаях, когда подразделения, входящие в состав организации, находятся в другой местности, местом постоянной работы работника считается то производственное подразделение, работа в котором обусловлена трудовым договором". При этом на период командировки за работником сохраняется его место работы (должность) и средний заработок.

       Учитывая вышеизложенное, очевидно то, что стационарные рабочие места профессорско-преподавательского состава территориально находятся по месту расположения учреждения.

       Так как обособленное подразделение в рассматриваемой ситуации не создано по причине отсутствия стационарных рабочих мест, то, соответственно, и деятельности через обособленное подразделение не возникает. Обязанности же постановки организации на учет в налоговом органе по месту нахождения арендуемого помещения налоговым законодательством не предусмотрено. С учетом вышеизложенного у образовательного учреждения не возникает обязанность постановки на налоговый учет в связи с отсутствием для этого правовых оснований.

       Помимо интересов плательщиков образовательных учреждений в осуществлении налогового регулирования образования, можно выделить заинтересованность потребителей образовательных услуг (физических и юридических лиц) в зачете расходов на образование при налогообложении доходов.

       Начиная с 1 января 2001 г. (т.е. уже по доходам за 2001 год) введена принципиально новая налоговая льгота в виде социального налогового вычета по расходам на обучение из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, которая предусмотрена ст.219 Налогового кодекса РФ. Таким образом, налогоплательщику будет возвращена сумма уплаченного налога на доходы в части, приходящейся на оплату обучения. Экономический смысл данной льготы двоякий. С одной стороны, налогоплательщик стимулируется к вложениям личных средств в образование; с другой стороны, возможность обращения за льготой в налоговые органы потребует предоставления соответствующих документов, что, в свою очередь, повысит заинтересованность образовательного учреждения в упорядочении отношений с потребителями образовательных услуг и сократит необходимость государственного финансового контроля.

       Для реализации своих интересов физическое лицо должно подтвердить свое право на льготы, доказать наличие оснований для их получения и соблюдение условий предоставления. Вычету подлежат суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком в календарном году за свое обучение в образовательных учреждениях, но не более 25 тыс. руб. в год. Кроме того, к вычету могут быть заявлены фактически уплаченные суммы за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, но не более 25 тыс. руб. в год на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Следует учитывать, что социальный вычет предоставляется налоговыми органами на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче декларации и только в части доходов, облагаемых по ставке 13%. К числу таких доходов относятся, например, доходы от трудовой и предпринимательской деятельности, доходы от реализации имущества, доходы по авторским договорам и др. Таким образом, если налогоплательщик оплатил расходы на обучение за счет дивидендов (облагаются по ставке 30%) либо выигрыша (облагается по ставке 35%), то вычетом по расходам на обучение он воспользоваться не может. Кроме того, при предоставлении вычета на обучение детей налоговые органы могут проверить соблюдение установленного предела льготы и проконтролировать подачу аналогичного заявления вторым родителем.

       Характеризуя механизм применения социального вычета в части расходов на обучение, следует акцентировать внимание на некоторых его технических аспектах. В частности, вычет предоставляется только при условии подтверждения статуса образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся и воспитанников. По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). К образовательным учреждениям можно отнести школы, колледжи, вузы, учреждения повышения квалификации, курсы, художественные и музыкальные школы, детские сады и др. Поскольку образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, то статус образовательного учреждения должен быть подтвержден лицензией. Однако Налоговый кодекс допускает использование в качестве подтверждения статуса учреждения и иные документы, к которым можно отнести, например, свидетельство о государственной аккредитации. Налоговый кодекс не ограничивает право плательщика на применение льготы в зависимости от местонахождения образовательного учреждения либо от того, является ли образовательное учреждение российским либо иностранным. Однако предъявить к вычету суммы, уплаченные лицам, оказывающим услуги по обучению в частном порядке (репетиторам, гувернанткам и т.п.), нельзя.

       Плательщику следует учитывать, что расходы по его обучению будут зачтены независимо от формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, дистанционная и пр.), а расходы на обучение детей будут приняты только по дневной форме. При этом будет учтен весь период обучения, в том числе и академический отпуск. Расходы, не входящие в стоимость обучения (приобретение учебников и пособий, расходы на питание, проезд к месту учебы и др.), к вычету приниматься не будут. Кроме того, принимаемые к вычету расходы должны осуществляться самим плательщиком, но не членами его семьи либо работодателями. Контролироваться будет так же и период совершения расходов. Так, для получения вычета за 2001 г. будут приниматься только те расходы, которые фактически произведены с 1 января 2001 г.

       Важное значение имеет и подтверждение факта обучения, для чего требуется справка образовательного учреждения. МНС РФ своим приказом от 27 сентября 2001 г. утвердило Справку об оплате обучения для представления в налоговые органы, в которой образовательное учреждение должно подтвердить все существенные условия для использования налоговой льготы. Указанная справка должна выдаваться образовательным учреждением в обязательном порядке по требованию налогоплательщика. Однако данная справка не является документом, обязательным к применению по закону. Поэтому возможное требование налоговых органов об обязательности включения справки в состав документов для получения налогового вычета нельзя признать правомерным, поскольку ведомственный приказ МНС на регистрацию в Министерство юстиции не поступал. В то же время данная справка достаточно удобна и подтверждает факт обучения, что позволяет облегчить доказательство права на льготу. По нашему мнению, плательщику целесообразно запросить у образовательного учреждения данную справку в начале 2002 г. для составления налоговой декларации.

       Таким образом, для получения социального вычета по расходам на обучение при предоставлении декларации налогоплательщик должен собрать следующие документы:

  1. Копия договора с имеющим лицензию образовательным учреждением.
  2. Документы, подтверждающие оплату за обучение (копии платежных поручений, корешков приходных кассовых ордеров, банковских квитанций и т.п.).
  3. Справка из учебного заведения о фактическом обучении в данном году (для льготы на обучение детей - об обучении на дневной форме).
  4. Копия свидетельства о рождении детей (для льготы на обучение детей).
  5. Заявление плательщика о предоставлении социального налогового вычета.

       В заключение необходимо отметить, что право на представление налоговой декларации с целью получения социального вычета плательщик имеет в течение трех лет после окончания налогового периода (за 2001 г. - до 31 декабря 2004 г.). Поэтому общее условие о сроке подачи декларации (не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным) в данном случае неприменимо и никакие штрафные санкции (налоговые либо административные) плательщику не могут быть предъявлены, поскольку подача декларации для предоставления социального вычета является правом плательщика, но не его обязанностью.

       Вводимая с 1 января 2002 г. 25 глава Налогового кодекса РФ изменяет сложившийся порядок признания расходов на подготовку и переподготовку кадров при налогообложении прибыли организаций. Полностью снимаются предельные ограничения на величину принимаемых расходов, составлявшие 4% от фонда оплаты труда работников. Вместе с тем, в Налоговом кодексе сформулированы четкие требования к признанию расходов в целях налогообложения, которое возможно только при соблюдении комплекса условий, а именно: расходы должны быть фактически произведены, экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с полученными доходами. Расходы на подготовку и переподготовку кадров признаются с учетом ряда дополнительных требований. Во-первых, они должны осуществляться на основании договора с образовательным учреждением (российским либо иностранным), при этом требуется подтверждение статуса учреждения (для российских учреждений - лицензия либо государственная аккредитация). При этом обучение в иностранном учебном заведении учитывается в случае, если Российская Федерация и страна, в которой работник проходит обучение, заключили международное соглашение о взаимном признании уровня образования. Не будут признаны расходы на обучение в ситуации, когда договор заключен между работником и учебным заведением, а оплату по нему производит работодатель. Во-вторых, ставятся жесткие условия исключения из налоговой базы только расходов на подготовку и переподготовку штатных Работников, за исключением случаев получения ими высшего и среднего специального образования, а также организации развлечения, отдыха или лечения. Расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений, а также оказанием для них бесплатных услуг, при налогообложении не принимаются. В-третьих, программа подготовки (переподготовки) должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию специалиста в процессе деятельности организации-налогоплательщика. Документальными доказательствами соблюдения установленных законодательно требований можно считать:

  • договор с образовательным учреждением, в котором указаны данные, подтверждающие его статус, сведения о наличии лицензии либо свидетельства о государственной аккредитации, а также дано определение вида и характера оказываемых услуг;
  • документы об оплате обучения (при кассовом методе определения налоговой базы);
  • документы, подтверждающие факт оказания образовательной услуги (дипломы, свидетельства и т.п.)
  • штатное расписание либо трудовой контракт, что позволит подтвердить статус работника;
  • программа подготовки (переподготовки) кадров;
  • приказ о направлении работника на обучение.

       Налогоплательщику-работодателю целесообразно обращать внимание на необходимость специального обоснования производственной необходимости расходов на подготовку кадров, повышение квалификации и обучение работников, поскольку оплата за обучение в интересах работника должна включаться в налоговую базу по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц как доход, полученный в натуральной форме. При наличии плана повышения квалификации, приказов о направлении конкретных работников на обучение и тому подобных внутренних документов организации усиливается возможность доказать производственную необходимость обучения работников и, соответственно, избежать налоговых санкций.

       Следует учитывать, что ст. 21 Закона РФ "Об образовании" определено содержание профессиональной подготовки, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональное образование предполагает повышение уровня образования по уже полученной специальности. Дополнительное образование проводится по имеющейся специальности в рамках соответствующего уровня профессионального образования, и его целью является повышение квалификации. Повышение квалификации в нормативных документах определяется как профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование и обновление теоретических и практических профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Таким образом, направление работника на курсы повышения квалификации по инициативе организации нельзя признавать обучением в интересах работника, поскольку в данном случае такие интересы преследуются прежде всего работодателем. Следует учитывать, кроме того, и необходимость правильного документального оформления таких расходов (наличие договора с образовательным учреждением, копии лицензии, акта об оказании образовательных услуг либо иных документов о прохождении подготовки: дипломов, свидетельств, сертификатов).

       Все расходы на обучение работников можно разделить на три группы. В первую группу входят расходы на оплату услуг образовательных учреждений по подготовке и переподготовке кадров. В эту же группу можно включить расходы по обучению работников непосредственно на предприятии (обучение учеников, повышение квалификации рабочих), однако такие расходы проводятся по статьям соответствующих затрат (оплата труда наставников, инженерно-технических работников и т.д.). Вторая группа включает в себя расходы по содержанию работника, направленного на обучение, такие как средняя заработная плата на период обучения. Если работник направляется на обучение в другую местность с отрывом от работы, то ему сохраняется средняя заработная плата и в течение первых двух месяцев выплачиваются суточные по установленным нормативам, в последующем выплата суточных заменяется стипендией в размере минимальной оплаты труда. Кроме того, работнику возмещаются расходы на проезд к месту учебы и обратно, а также предоставляется общежитие гостиничного типа либо оплачивается аналогичное по качеству жилье. В договоре с работодателем могут быть предусмотрены и иные условия, но не ниже утвержденных нормативными актами. В случае превышения нормативного уровня расходов величина превышения не учитывается при формировании налоговой базы, а работодатель будет нести дополнительные издержки на уплату налога на прибыль и единого социального налога. Кроме того, превышение нормативного уровня выплат в пользу работников не будет рассматриваться в качестве компенсации, и у работника возникнет объект обложения по налогу на доходы физических лиц. В третью группу расходов организации на обучение можно включить расходы на оплату учебных отпусков работников, которые обучаются без отрыва от производства. В соответствии с принятым порядком расходы данной группы классифицируются как расходы на оплату труда работников с начислением единого социального налога и удержанием налога на доходы физических лиц. На основании Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" работникам, успешно обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам в вузах, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы. Основанием для предоставления такого отпуска является справка-вызов учебного заведения. Кроме того, для отнесения расходов на оплату учебных отпусков в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль необходимо иметь документальное подтверждение факта успешного обучения. В качестве доказательства такого факта можно использовать справку образовательного учреждения об отсутствии академической задолженности.

       В настоящее время широко распространены консультативные семинары, которые проводятся не столько с целью обучения, сколько с целью получения участниками новой информации о соответствующей отрасли знаний и разъяснении отдельных сложных для понимания специалистами моментов. Как правило, такие семинары проводятся вслед за внесением изменений в действующее законодательство. Организаторы семинаров не всегда имеют лицензию на ведение образовательной деятельности и не выдают документы о повышении квалификации. В качестве документа, подтверждающего факт проведения семинара, на практике используется акт о выполнении услуг, в котором фиксируется тематика и содержание семинара. Таким образом, по мнению автора, консультативные семинары не могут расцениваться в качестве мероприятий по подготовке и переподготовке кадров, а расходы на их проведение должны учитываться для целей налогообложения как расходы в связи с получением консультационных услуг.

       Рассмотренные нами проблемы далеко не полностью освещают реализацию интересов образовательных учреждений, а также лиц, оплачивающих обучение. Новации налогового законодательства во многих своих аспектах в настоящее время не реализованы на практике и будут применяться начиная с 1 января 2002 г. Вместе с тем, мы надеемся на то, что использование предложенных рекомендаций и знание существенных условий применения законодательства поможет избежать конфликтов с налоговыми органами, что позволит налогоплательщикам не только выполнить свои обязанности, но и обеспечить соблюдение прав, гарантированных Налоговым кодексом РФ.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Главная книга. № 19. 2001. С.50.
  2.  Главная книга. № 20. 2001. С. 13.
  3.  Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М.: Норма, 2000. С.43

 


Выпуски > №3, 2001 г. > Налоговые интересы в образовании

 

design by ©VUG
Общая информация  ||  Новости ||  Архив  ||  E-mail