Финансовые исследования
           Выпуски > №3, 2001 г. > К вопросу о совершенствовании валютного контроля

Общая информация

Новости

Электронная версия (архив)

Требования к оформлению рукописей

Порядок прохождения поступивших в редакцию материалов

Редакционный совет

Редакционная коллегия

Контактная информация

E-mail

На сайт РГЭУ

     



 

© Д.В. Семенихин
аспирант МГУ им. Ломоносова М.В.,
зам. финансового директора ТФГ
ОАО "ИнтерРесурс", г. Таганрог

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Формирование современной системы валютного контроля в России обычно рассматривается как хронологическая последовательность событий по принятию нормативных актов, которые регламентируют правила проведения определенных видов операций, методы ведения контроля и полномочия контролирующих государственных организаций. Большинство авторов рассматривают развитие системы валютного контроля в РФ по линии расширения объема валютных операций, охваченных контролем. Некоторые рассматривают валютный контроль с позиции совершенствования организационной структуры. Такие подходы не дают целостную картину функционирования системы валютного контроля в стране.

Развитие системы валютного контроля проходило не только по пути модификации методов контроля (от косвенных до прямых), но и по пути расширения сферы применения по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, бартерные) и степени охвата валютным контролем объектов этих сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности).

Анализ становления валютного рынка позволяет выделить следующие основные направления формирования системы валютного контроля:

  1. формирование внутренней организационной структуры;
  2. расширение сферы охвата;
  3. модификация правил проведения внешнеторговых операций.

Формирование внутренней организационной структуры осуществляется в соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (октябрь 1992). Закон определил двухуровневую систему валютного контроля (органы - агенты). При этом органами контроля названы Банк России (основной) и Правительство РФ (делегировало свои функции Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю - ВЭК России). В июне 1993 г., с принятием Таможенного кодекса РФ, ГТК России также становится органом валютного контроля. В августе 1996 г. функции ВЭК России переданы Минфину и МВЭС России. В ноябре того же года возвращены обратно ВЭК России. Такая нечеткость в определении органов контроля не обоснована и, на наш взгляд, ведет к образованию противоречий в системе, что, в свою очередь, позволяет отразить требования валютного контроля.

Налоговые органы (ФСНП и МНС России) и МВЭС России хотя официально и не являются агентами валютного контроля, но проводят проверки в рамках своих полномочий, так же как и агенты. Их отличие от органов валютного контроля в том, что они не имеют право взимать штрафы за нарушение валютного законодательства напрямую, а только через суд или представление информации органам контроля.

Расширение сферы охвата. Валютным контролем последовательно охватывались различные виды сделок в иностранной валюте. Вначале был сделан упор на контроль движения безналичной иностранной валюты, затем наличной иностранной валюты (расчеты, ввоз/вывоз, работа обменных пунктов). Потом контроль был распространен на экспортно-импортные операции, наконец, на ввоз/вывоз наличных рублей.

Поскольку в России, согласно Закону:

  • текущие операции разрешено осуществлять без ограничений, то есть контроля над их проведением не требуется. Операции же с движением капитала осуществляются на основании специальных разрешении или лицензий;
  • нерезиденты проводят валютные операции с иностранной валютой свободно, а резиденты - под контролем. Валютные операции с рублем проводятся наоборот: резидентами - без ограничений, а нерезидентами - с существенными ограничениями, можно говорить об основном принципе валютного контроля в Российской Федерации: контроль над тем, чтобы валютные операции, связанные с движением капитала, не проводились как текущие (без лицензий или специальных разрешений), и контроль над тем, чтобы нерезиденты не проводили свои рублевые операции на территории РФ как резиденты, а резиденты свои валютные операции - как нерезиденты (без ограничений). Цель такого контроля - обеспечить стабильность национальной валюте. Но на практике контроль текущих/капитальных операций и контроль операций резидентов/нерезидентов в результате все равно выливается в контроль проведения внешнеторговых и связанных с этим других валютных операций на территории РФ, что существенно снижает его эффективность.

Итак, система валютного контроля в нашей стране имеет два направления:

  1. контроль внешнеторговых операций;
  2. контроль валютных операций на территории РФ.

Контроль внешнеторговых операций основан на том, что потоки товаров и денег не пересекаются между собой. Необходим институт, который выполнял бы функцию контроля путем их сравнения. Опыт некоторых стран, имевших подобную систему контроля, говорит о том, что это может быть либо Госбанк, либо таможня, либо специальный государственный орган. В нашей стране эти потоки замкнуты на ГТК России, в Головном научно-исследовательском вычислительном центре (ГНИВЦ ГТК России) которого и происходит сравнение информации о денежных и товарных потоках. Если количество денег и товара не совпадает, то таможня либо сама проводит расследование, либо сообщает об этом для выяснения причин компетентным специальным органам - ФСНП или ВЭК России. Для обоснования недополучения валютной выручки или товара российская организация может обратиться в МВЭСТ России. Спорные или неясные вопросы коммерческий банк может решить в Банке России.

Контроль операций на внутреннем валютном рынке основан на контроле приобретения (только для проведения разрешенных Банком России операций) и продажи валютной выручки. Норматив обязательной продажи составляет 50%. Здесь контроль состоит в том, чтобы соблюдался норматив обязательной продажи, то есть половина валютной выручки была продана на внутреннем валютном рынке. Нерезиденты на территории России осуществляют расчеты в иностранной валюте без ограничений, а их рублевые операции подлежат контролю на двух стадиях: первая - при приобретении рублей инобанком и вторая - при расчетах инофирмы в рублях на территории России и при репатриации прибыли. Также расчеты на территории России в иностранной валюте возможны между посредником и реальным поставщиком или покупателем продукции резидентом. Для этого вида контроля используется принцип множественности счетов. Определенные расчеты возможно проводить только с определенных счетов: нерезидентам для текущей деятельности - счет типа "Т", инвестиционной - "И", операций с государственными ценными бумагами - "С"; резидентам для хранения валюты - "текущий" счет, экспортных операций - "транзитный", импортных операций - "специальный транзитный".

Модификация правил проведения внешнеторговых операций шла по двум линиям: "косвенной" и "прямой". "Косвенный" - это контроль уровня экспортных и импортных цен, объема авансовых платежей и ограничения в виде указаний, лицензий или разрешений. "Прямой" - контроль поступления в РФ валютной выручки от экспорта товаров, обоснованности платежей в иностранной валюте, эквивалентности бартера и другие, основанные на подсчете и сравнении.

Классификация валютных операций установлена Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". По этой классификации все валютные операции разделяются на:

  • текущие (переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту с отсрочкой не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ);
  • связанные с движением капитала (все иные операции, не являющиеся текущими). При этом текущие операции осуществляются без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, установленном Банком России. Этот порядок может реализовываться разрешениями и лицензиями, предоставлением отчета о проведенных операциях или свободным характером проведения.

Данная классификация носит сугубо нормативный характер и не отвечает на вопрос о правилах проведения операций.

Для улучшения организации валютного контроля следует предложить дополнительно к существующим классификацию, где можно разделить валютные операции по уровням ограничения.

Уровень 1. Операции, которые разрешено проводить, минуя уполномоченные банки:
благотворительные взносы, дарение близким родственникам, завещание и наследование, коллекционирование.

Уровень 2. Операции, проводимые без ограничений (текущие и приравненные к ним по режиму проведения операции, связанные с движением капитала):

  • текущие валютные операции по экспорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Расчеты в иностранной валюте на территории РФ между первым посредником и реальным поставщиком (раздел 3 "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР");
  • перечисление налогов, сборов, пошлин, штрафов, указанных в кодексах и законах РФ, постановлениях Правительства РФ и в ведомственных инструкциях, согласованных с Банком России.

Расчеты с транзитных счетов резидентов, т.е. перечисление сумм, не являющихся экспортной выручкой (пункт 8 инструкции Банка России №7); операции, связанные с движением капитала, указанные в положении №39.

Уровень 3. Операции, требующие оформления паспорта сделки (текущие валютные операции, проводимые в установленном порядке):

  • экспорт товаров (Инструкция Банка России №19) и импорт товаров (Инструкция Банка России №30).

Уровень 4. Операции, требующие специального оформления (валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляемые в определенном порядке).

Уровень 5. Операции, разрешенные к проведению только при наличии специального разрешения или лицензии (валютные операции, связанные с движением капитала):

  • банковские операции в иностранной валюте. Реализация на территории РФ за иностранную валюту. Открытие счетов за границей. Получение или предоставление финансовых и товарных кредитов на срок свыше 180 дней. Иные.

Уровень 6. Запрещенные валютные операции:

  • обращение наличной иностранной валюты на территории РФ.

Эта классификация удобна с практической точки зрения, так как четко определяет правила проведения той или иной операции, что облегчает валютный контроль.

Преимущества предложенной классификации заключаются также в следующем:

  • она более информативна, чем простое разделение операций на текущие и связанные с движением капитала;
  • она удобна в использовании (чтобы определить правила проведения операции, надо просто найти ее место в классификации);
  • она позволяет быстро вносить изменения в случае изменения валютного законодательства.


Выпуски > №3, 2001 г. > К вопросу о совершенствовании валютного контроля

 

design by ©VUG
Общая информация  ||  Новости ||  Архив  ||  E-mail