©
Д.В. Семенихин аспирант МГУ им. Ломоносова М.В., зам. финансового директора
ТФГ ОАО "ИнтерРесурс", г. Таганрог К
ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Формирование
современной системы валютного контроля в России обычно рассматривается как хронологическая
последовательность событий по принятию нормативных актов, которые регламентируют
правила проведения определенных видов операций, методы ведения контроля и полномочия
контролирующих государственных организаций. Большинство авторов рассматривают
развитие системы валютного контроля в РФ по линии расширения объема валютных операций,
охваченных контролем. Некоторые рассматривают валютный контроль с позиции совершенствования
организационной структуры. Такие подходы не дают целостную картину функционирования
системы валютного контроля в стране. Развитие системы
валютного контроля проходило не только по пути модификации методов контроля (от
косвенных до прямых), но и по пути расширения сферы применения по видам внешнеторговых
сделок (экспортные, импортные, бартерные) и степени охвата валютным контролем
объектов этих сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности).
Анализ становления валютного рынка позволяет выделить
следующие основные направления формирования системы валютного контроля: -
формирование внутренней организационной структуры;
-
расширение сферы охвата;
- модификация правил
проведения внешнеторговых операций.
Формирование
внутренней организационной структуры осуществляется в соответствии с Законом РФ
"О валютном регулировании и валютном контроле" (октябрь 1992). Закон
определил двухуровневую систему валютного контроля (органы - агенты). При этом
органами контроля названы Банк России (основной) и Правительство РФ (делегировало
свои функции Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю - ВЭК
России). В июне 1993 г., с принятием Таможенного кодекса РФ, ГТК России также
становится органом валютного контроля. В августе 1996 г. функции ВЭК России переданы
Минфину и МВЭС России. В ноябре того же года возвращены обратно ВЭК России. Такая
нечеткость в определении органов контроля не обоснована и, на наш взгляд, ведет
к образованию противоречий в системе, что, в свою очередь, позволяет отразить
требования валютного контроля. Налоговые органы (ФСНП
и МНС России) и МВЭС России хотя официально и не являются агентами валютного контроля,
но проводят проверки в рамках своих полномочий, так же как и агенты. Их отличие
от органов валютного контроля в том, что они не имеют право взимать штрафы за
нарушение валютного законодательства напрямую, а только через суд или представление
информации органам контроля. Расширение сферы охвата.
Валютным контролем последовательно охватывались различные виды сделок в иностранной
валюте. Вначале был сделан упор на контроль движения безналичной иностранной валюты,
затем наличной иностранной валюты (расчеты, ввоз/вывоз, работа обменных пунктов).
Потом контроль был распространен на экспортно-импортные операции, наконец, на
ввоз/вывоз наличных рублей. Поскольку в России, согласно
Закону: - текущие операции разрешено осуществлять
без ограничений, то есть контроля над их проведением не требуется. Операции же
с движением капитала осуществляются на основании специальных разрешении или лицензий;
- нерезиденты проводят валютные операции
с иностранной валютой свободно, а резиденты - под контролем. Валютные операции
с рублем проводятся наоборот: резидентами - без ограничений, а нерезидентами -
с существенными ограничениями, можно говорить об основном принципе валютного контроля
в Российской Федерации: контроль над тем, чтобы валютные операции, связанные с
движением капитала, не проводились как текущие (без лицензий или специальных разрешений),
и контроль над тем, чтобы нерезиденты не проводили свои рублевые операции на территории
РФ как резиденты, а резиденты свои валютные операции - как нерезиденты (без ограничений).
Цель такого контроля - обеспечить стабильность национальной валюте. Но на практике
контроль текущих/капитальных операций и контроль операций резидентов/нерезидентов
в результате все равно выливается в контроль проведения внешнеторговых и связанных
с этим других валютных операций на территории РФ, что существенно снижает его
эффективность.
Итак, система валютного контроля
в нашей стране имеет два направления: - контроль
внешнеторговых операций;
- контроль валютных
операций на территории РФ.
Контроль внешнеторговых
операций основан на том, что потоки товаров и денег не пересекаются между собой.
Необходим институт, который выполнял бы функцию контроля путем их сравнения. Опыт
некоторых стран, имевших подобную систему контроля, говорит о том, что это может
быть либо Госбанк, либо таможня, либо специальный государственный орган. В нашей
стране эти потоки замкнуты на ГТК России, в Головном научно-исследовательском
вычислительном центре (ГНИВЦ ГТК России) которого и происходит сравнение информации
о денежных и товарных потоках. Если количество денег и товара не совпадает, то
таможня либо сама проводит расследование, либо сообщает об этом для выяснения
причин компетентным специальным органам - ФСНП или ВЭК России. Для обоснования
недополучения валютной выручки или товара российская организация может обратиться
в МВЭСТ России. Спорные или неясные вопросы коммерческий банк может решить в Банке
России. Контроль операций на внутреннем валютном рынке
основан на контроле приобретения (только для проведения разрешенных Банком России
операций) и продажи валютной выручки. Норматив обязательной продажи составляет
50%. Здесь контроль состоит в том, чтобы соблюдался норматив обязательной продажи,
то есть половина валютной выручки была продана на внутреннем валютном рынке. Нерезиденты
на территории России осуществляют расчеты в иностранной валюте без ограничений,
а их рублевые операции подлежат контролю на двух стадиях: первая - при приобретении
рублей инобанком и вторая - при расчетах инофирмы в рублях на территории России
и при репатриации прибыли. Также расчеты на территории России в иностранной валюте
возможны между посредником и реальным поставщиком или покупателем продукции резидентом.
Для этого вида контроля используется принцип множественности счетов. Определенные
расчеты возможно проводить только с определенных счетов: нерезидентам для текущей
деятельности - счет типа "Т", инвестиционной - "И", операций
с государственными ценными бумагами - "С"; резидентам для хранения валюты
- "текущий" счет, экспортных операций - "транзитный", импортных
операций - "специальный транзитный". Модификация
правил проведения внешнеторговых операций шла по двум линиям: "косвенной"
и "прямой". "Косвенный" - это контроль уровня экспортных и
импортных цен, объема авансовых платежей и ограничения в виде указаний, лицензий
или разрешений. "Прямой" - контроль поступления в РФ валютной выручки
от экспорта товаров, обоснованности платежей в иностранной валюте, эквивалентности
бартера и другие, основанные на подсчете и сравнении. Классификация
валютных операций установлена Законом РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле". По этой классификации все валютные операции разделяются на:
- текущие (переводы в РФ и из РФ иностранной валюты
для осуществления расчетов по экспорту и импорту с отсрочкой не более 180 дней;
получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы
в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по операциям, связанным с движением
капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ);
-
связанные с движением капитала (все иные операции, не являющиеся текущими). При
этом текущие операции осуществляются без ограничений, а операции, связанные с
движением капитала, осуществляются в порядке, установленном Банком России. Этот
порядок может реализовываться разрешениями и лицензиями, предоставлением отчета
о проведенных операциях или свободным характером проведения.
Данная
классификация носит сугубо нормативный характер и не отвечает на вопрос о правилах
проведения операций. Для улучшения организации валютного
контроля следует предложить дополнительно к существующим классификацию, где можно
разделить валютные операции по уровням ограничения. Уровень
1. Операции, которые разрешено проводить, минуя уполномоченные банки:
благотворительные взносы, дарение близким родственникам, завещание и наследование,
коллекционирование. Уровень 2. Операции, проводимые
без ограничений (текущие и приравненные к ним по режиму проведения операции, связанные
с движением капитала): - текущие валютные операции
по экспорту работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Расчеты в
иностранной валюте на территории РФ между первым посредником и реальным поставщиком
(раздел 3 "Основных положений о регулировании валютных операций на территории
СССР");
- перечисление налогов, сборов,
пошлин, штрафов, указанных в кодексах и законах РФ, постановлениях Правительства
РФ и в ведомственных инструкциях, согласованных с Банком России.
Расчеты
с транзитных счетов резидентов, т.е. перечисление сумм, не являющихся экспортной
выручкой (пункт 8 инструкции Банка России №7); операции, связанные с движением
капитала, указанные в положении №39. Уровень 3.
Операции, требующие оформления паспорта сделки (текущие валютные операции, проводимые
в установленном порядке): - экспорт товаров
(Инструкция Банка России №19) и импорт товаров (Инструкция Банка России №30).
Уровень 4. Операции, требующие специального
оформления (валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляемые
в определенном порядке). Уровень 5. Операции,
разрешенные к проведению только при наличии специального разрешения или лицензии
(валютные операции, связанные с движением капитала): - банковские
операции в иностранной валюте. Реализация на территории РФ за иностранную валюту.
Открытие счетов за границей. Получение или предоставление финансовых и товарных
кредитов на срок свыше 180 дней. Иные.
Уровень
6. Запрещенные валютные операции: - обращение
наличной иностранной валюты на территории РФ.
Эта
классификация удобна с практической точки зрения, так как четко определяет правила
проведения той или иной операции, что облегчает валютный контроль. Преимущества
предложенной классификации заключаются также в следующем: -
она более информативна, чем простое разделение операций на текущие и связанные
с движением капитала;
- она удобна в использовании
(чтобы определить правила проведения операции, надо просто найти ее место в классификации);
- она позволяет быстро вносить изменения в случае
изменения валютного законодательства.
|