Финансовые исследования
           Выпуски > №4, 2001 г. > Государственное регулирование валютных операций российских
                                                         коммерческих банков

Общая информация

Новости

Электронная версия (архив)

Требования к оформлению рукописей

Порядок прохождения поступивших в редакцию материалов

Редакционный совет

Редакционная коллегия

Контактная информация

E-mail

На сайт РГЭУ

     



Государственное регулирование финансово-кредитных отношений

 

© Г.Е. Акопян
начальник отдела международных расчетов и валютного контроля Филиала г. Ростова-на-Дону Банка Внешней торговли (Внешторгбанка)
© И.Г. Росликова
сотрудник НИИ РГЭУ "РИНХ"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ


Внешнеэкономические связи, международные валютные и кредитные отношения - неотъемлемая часть мирового хозяйства. Регулирование этих отношений осуществляется через рыночный механизм, что предполагает свободное формирование на валютном рынке спроса и предложения валют и соответственно этому установление их курсовых соотношений, а также посредством воздействия государства, поскольку на практике такого свободного рынка не существует, государство всегда регламентирует валютные отношения и проводит политику, учитывающую возрастающее влияние внешнеэкономических связей на национальную экономику.

Обращаясь к истории развития валютных операций в России, можно отметить, что внешнеэкономическим связям России издавна была присуща высокая степень регламентации со стороны государства. Ещё при Иване IV были установлены государственные монополии на торговлю хлебом, пенькой, поташью, икрой; наложены запреты на вывоз соли и воска. Затем государственная монополия была распространена на экспорт соболей, мёда, сала, мачтовые леса, в частности был установлен запрет на вывоз серебра и золота, а также полноценных монет. Административное запрещение вывоза драгоценных металлов сохранялось вплоть до XIX века. В XVII в., в соответствии с Новоторговым уставом 1667 г., действовало положение об обязательной сдаче казне (продаже по принудительному курсу) золота и иностранной валюты (ефимок), привозимых из-за границы. При Петре I торговые расчёты с иностранцами при продаже ими товара, в том числе внутри России, должны были осуществляться с оплатой золотом или ефимками с последующей обязательной продажей их казне [1].

Государство регулирует валютные отношения через регламентацию порядка проведения валютных операций и международных расчетов. Для этого оно использует как прямые (издание законодательных актов), так и косвенные методы регулирования (экономическое воздействие на субъектов валютного рынка). Регулирование валютных и кредитных операций осуществляется также на межгосударственном уровне для координации валютной политики отдельных государств.

Таким образом, рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, и на отдельных этапах развития превалируют то рыночные (в годы либерализации), то государственные рычаги воздействия (в условиях кризиса, войн, больших стихийных бедствий). Однако государства всегда проводят определённую регламентацию валютных отношений и осуществляют контроль над валютно-кредитными операциями, проводимыми на их территории как юридическими, так и физическими лицами.

Валютные отношения выступают важнейшим элементом экономического механизма, что подразумевает взаимную обусловленность процессов в валютной сфере и экономике в целом. Современные экономисты включают мероприятия в области регулирования валютных отношений в единый комплекс макроэкономической политики. Это означает, что механизм валютной политики служит общей задаче балансирования основных экономических показателей: величины национального дохода, темпов инфляции, уровня безработицы и т.д. Государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства и представляет собой составную часть его экономической деятельности, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание её устойчивого международного валютно-финансового положения. Необходимость государственного регулирования валютных отношений имеет глубокие экономические предпосылки, вытекающие из потребности в защите и обеспечении стабильности национальной валюты.

Наиболее оптимальным и естественным является государственное регулирование валютных операций через регулирование деятельности крупнейших операторов валютного рынка, т.е. уполномоченных банков. Правовое регулирование валютных операций в России осуществляется на основе Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 ноября 1992 г. Он устанавливает принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства. В целях оперативного решения возникающих при осуществлении валютных операций проблем и дальнейшего совершенствования валютного законодательства Центральному банку России предоставлено право на издание обязательных к исполнению нормативных актов: инструкций, писем, положений, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отношений, т.е. Центральный банк является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.

Проведение валютных операций на территории РФ возможно только через уполномоченные банки, осуществляющие контроль над соответствием проводимых клиентами операций действующему законодательству. Уполномоченный банк - коммерческий банк, получивший лицензию ЦБ РФ на проведение банковских операций в иностранной валюте.

Применительно к банковской деятельности реализация принципов правового регулирования валютных операций осуществляется через лицензирование банковских валютных операций, а если говорить о деятельности уполномоченных банков, то через установление валютных ограничений и валютный контроль над банковскими операциями в иностранной валюте.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков с валютными ценностями входит в предмет государственного регулирования валютных отношений и, следовательно, является выражением валютной политики государства. Валютная политика - это часть денежно-кредитной политики, составной элемент государственной стратегии экономического и социального развития страны, направленная на реализацию целей относительно уровня, сфер и механизмов интеграции в систему мирохозяйственных связей [2, С. 43].

В зависимости от конкретных условий валютно-экономического положения страны, состояния мировой и региональных валютных систем меняются задачи и формы проведения валютной политики. В одних случаях усилия направляются на преодоление последствий валютного кризиса, в других - на либерализацию валютных связей, в третьих - на стабилизацию национальной валюты и переход к её конвертируемости.

Важной формой валютной политики является дисконтная политика, осуществляемая путём маневрирования учётной ставкой Центрального банка и выполняющая важную роль в регулировании валютного курса.

Наряду с учётной политикой широко используется девизная политика и, в первую очередь, такая её разновидность, как валютные интервенции. Формами валютной политики являются также валютное регулирование и валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты.

Валютная интервенция. В современных условиях методом воздействия на курс национальной валюты продолжает оставаться практика покупки и продажи центральными банками стран иностранной валюты, называемая валютной интервенцией. Для повышения курса национальной валюты производится продажа, для снижения - покупка иностранной валюты. Для проведения таких операций центральный банк должен обладать значительными запасами иностранной валюты.

Международная практика показала, что политика интервенции достигает своей цели, если при её реализации сохраняется наметившийся курсовой тренд и нет необходимости менять его на противоположный. Пример - Плазское соглашение 1985 г., которое зафиксировало снижение курса американского доллара, к тому времени уже падавшего, поэтому действия центрального банка США только закрепили уже действовавшую тенденцию. Для достижения желаемого результата валютной интервенции применяются различные приёмы её проведения. Так, если Федеральная резервная система США периодически проводит скрытые интервенции, то Бундесбанк в Германии и Банк Англии широко освещают своё участие в данных операциях. Смысл этого в том, чтобы убедить других участников валютного рынка двигаться в направлении, необходимом центральному банку, и сократить таким образом расходы валюты для проведения интервенции.

В российской практике регулярные валютные интервенции являются методом регулирования валютного курса рубля. Они стали возможны в силу значительных накоплений золотовалютных ресурсов Центральным банком России. В апреле 2002 г. золотовалютные резервы страны достигали 37,0 млрд. долл., что превосходит общепринятый в мировой практике уровень, равный трём месячным объёмам импорта.

Валютный коридор. Новым методом регулирования валютного курса стало введение Центральным банком РФ в мае 1995 г. фиксированного валютного коридора в рамках 4300-4900 руб. за доллар. Необходимость такой меры, по мнению экспертов, подтверждает то, что вплоть до осени 1995 г. наличной иностранной валюты в России в пересчёте на рубли по текущему курсу в обращении было больше, чем рублёвой массы. В этой ситуации введение валютного коридора должно было способствовать "дедолларизации" экономики.

Ещё одной причиной введения коридора явилась необходимость поддержать российских производителей-экспортёров и всю промышленность. Поскольку, по экспертным оценкам, курс доллара мог упасть до уровня 3-3,5 тыс. руб. за доллар, а хотя бы нулевая рентабельность экспорта летом 1995 г. сохранялась при курсе доллара не ниже 4,3-4,4 тыс. руб. за доллар, то этот курс и был принят как нижняя граница валютного коридора.

Полугодовой период после введения валютного коридора показал, что максимальное изменение курса доллара по сравнению с предыдущими торгами на ММВБ составляло только 1,12%, что позволяет говорить о почти фиксированном валютном курсе. Для закрепления наметившейся положительной тенденции валютный коридор был сохранён и на первую половину 1996 г. и установлен в рамках 4550-5150 руб. за доллар.

ЦБ РФ разрабатывал различные проекты стабилизации курса рубля в соответствии с политикой валютного регулирования.

Валютные ограничения. Валютные ограничения представляют собой специальные требования, установленные относительно порядка проведения валютных операций, нарушение которых влечёт применение санкций со стороны государства. Применительно к банковской деятельности валютные ограничения выражаются в установлении лимитов открытой валютной позиции (ЛОВП) для уполномоченных банков.

Так, 22 мая 1996 г. ЦБ РФ издал Инструкцию № 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации", которая определяет валютную позицию как требования и обязательства уполномоченного банка в соответствующих валютах. Цель установления лимитов открытой валютой позиции - ограничение рисков курсовых потерь от валютно-обменных операций, обеспечение реальной возможности уполномоченных банков отвечать по своим обязательствам, вытекающим из указанных операций.

Уполномоченный банк получает право на открытие валютной позиции с даты получения лицензии Банка России на проведение операций в иностранной валюте и теряет это право с даты её отзыва. Открытая валютная позиция - разница сумм требований и обязательств уполномоченного банка в отдельных иностранных валютах, создающих риск потерь при неблагоприятных изменениях обменных курсов валют. Выделяют короткую и длинную валютную позицию. Короткая открытая валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, пассивы и внебалансовые обязательства в которой количественно превышают активы и внебалансовые требования. Длинная открытая валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной иностранной валюте, активы и внебалансовые требования в которой количественно превышают пассивы и внебалансовые обязательств. Таким образом, наличие у уполномоченного банка короткой открытой валютной позиции имеет место, когда его обязательства по продаже иностранной валюты превышают требования по покупке, а длинной - когда его требования по покупке иностранной валюты превышают обязательства по её продаже.

Закрытая валютная позиция - валютная позиция в отдельной иностранной валюте, в которой активы и пассивы (с учётом внебалансовых требований и обязательств по незавершённым операциям) количественно совпадают.

Размер валютной позиции зависит от конкретных целей, которые преследует уполномоченный банк, проводя валютные операции.

Инструкция №41 устанавливает следующие лимиты открытой валютной позиции:

  • по состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 10% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;
  • по состоянию на конец каждого операционного дня длинная (короткая) открытая валютная позиция не должна превышать 10% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

Устанавливаемые уполномоченным банком ЛОВП являются директивными в системе других показателей банковского надзора. В соответствии с действующим законодательством их нарушение влечёт за собой наложение санкций вплоть до отзыва лицензии на право осуществления валютных операций.

Таким образом, мы кратко остановились на формах валютной политики.

Очевидно, что, если проводится валютная политика, значит, она направлена на определённый результат. Целями валютной политики могут быть:

  • дедолларизация экономики (в том числе поощрение ухода населения от наличных валютных сбережений);
  • обслуживание внешнего долга;
  • накопление валютных резервов;
  • привлечение иностранного капитала для финансирования внутренних инвестиций;
  • ограничение вывоза капитала;
  • защита отечественных производителей от внешней конкуренции (стимулирование импортозамещающих производств);
  • создание преференций для экспортёров (стимулирование экспортно-ориентированных отраслей).

Практически валютная политика находит выражение через систему мер по регулированию соотношения между спросом и предложением на иностранную валюту, т. е. достигается требуемый уровень валютного курса. Эти меры можно сгруппировать в следующие категории:

  • финансовые,
  • экономические,
  • административные,
  • социально-психологические.

Если рассмотреть более детально, то финансовые меры включают в себя собственно финансовые и денежно-кредитные меры.

Экономические меры включают в себя:

  • развитие экспортного потенциала страны и (или) импортозамещения.

Административные меры:

  • валютное регулирование,
  • прямые (квоты) и косвенные (тарифные) таможенные ограничения.

Меры социально-психологического воздействия:

  • информационно-разъяснительная деятельность государства, направленная на формирование предпочтений у экономических субъектов в сфере валютных отношений.

На сегодняшний день в явном и систематизированном виде государственная валютная политика не формулируется, однако её составляющие присутствуют в основополагающих экономических документах (бюджет страны, прогнозы Минэкономразвития, совместные заявления Правительства Российской Федерации и Банка России об экономической политике, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики).

В настоящее время Центральный банк Российской Федерации не обладает возможностью применять весь комплекс мер по воздействию на валютный спрос и предложение (например, из категории экономических и др.), и этим определяется относительная ограниченность его роли в достижении целей валютной политики. Те меры валютной политики, которые реализуются Банком России, составляют содержание его политики валютного курса. Политика валютного курса (курсовая политика) - это регулярная деятельность, направленная на создание и применение механизмов по выявлению и поддержанию экономически оправданных текущих валютных котировок:

  • режим курсообразования (плавающий, фиксированный, привязанный);
  • технический механизм установления официального валютного курса (средние котировки на бирже, опрос основных операторов на валютном рынке и пр.);
  • практика валютных интервенций, направленных на сглаживание текущих спекулятивных аномалий в уровне валютного спроса и предложения;
  • разъяснение монетарными властями своих намерений относительно ограничения динамики валютного курса (максимальные уровни отклонений от базового значения, установление валютного коридора и т.п.) в целях формирования у участников рынка адекватных девальвационных (ревальвационных) ожиданий.

Валютное регулирование как механизм реализации валютной политики является неотъемлемой частью экономической политики стран с внутренне конвертируемой валютой и выполняет важную функцию при осуществлении экономической программы государства. Воздействуя на такие макропараметры, как курс национальной валюты, уровень валютных резервов, сальдо платёжного баланса и др., инструменты валютного регулирования обеспечивают необходимую динамику развития внешней торговли, одновременно защищая национальный финансовый рынок от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и неконтролируемой утечки национального капитала.

Системе валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации более 10 лет. С начала её создания были периоды различного отношения государства к роли и месту инструментов валютного регулирования и валютного контроля по обеспечению денежно-кредитной политики государства в целом и валютной политики в частности - от взвешенно-заинтересованного до достаточно безразличного.

Пройденный путь можно разделить на несколько этапов развития валютного регулирования и валютного контроля.

Первый этап, самый непродолжительный, относится ещё к периоду существования СССР. В 1991 г. государством была предпринята первая попытка отхода от существовавшей валютной монополии. Переход к рыночным отношениям изменил взгляд на место и роль валютного регулирования и валютного контроля и их влияния на финансово-хозяйственную и банковскую деятельность как на внутреннем рынке, так и в сфере внешней торговли и, с другой стороны, помог выработать конкретные пути и механизмы такого перехода.

Основой валютного регулирования явился принятый в марте 1991 г. Закон "О валютном регулировании" и письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 года № 352. Указанные акты создали серьёзные предпосылки к оттоку национальных активов из страны. После принятия Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", разрешившего всем предприятиям и объединениям осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации и фактически открывшего свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок, а также снятия ограничений на вывоз наличной валюты из страны физическими лицами либерализация внешнеэкономической деятельности приобрела динамизм и имела следствием массовый вывоз капитала. В результате невозврат валютной выручки в 1992-1993 гг., по самым оптимистичным оценкам, составлял около 50% стоимости экспортированных товаров [3, C. 12].

С конца 1991 г. начался второй этап в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, характеризующийся ещё более либеральным подходом и стремлением вывести за границу полученные новыми владельцами приватизированной государственной собственности конвертированные в валюту активы. Понимая опасность такой ситуации, Россия, тем не менее, пошла по собственному пути, игнорируя накопленный мировой опыт.

Фактически единственным органом валютного контроля в 1992-1994 гг. был только Банк России. Ему пришлось самостоятельно начать работу над созданием системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, направленной на полное и своевременное возвращение в страну экспортной валютной выручки и предотвращение утечки валютных ресурсов за границу. Первое, с чего началась эта работа, - разработка действенных мер по противодействию применению таких схем во внешнеторговой деятельности, по которым осуществляется наиболее масштабный вывод капитала за границу. Была создана совместно с ГТК России система таможенно-банковского контроля над экспортно-импортными операциями резидентов (Инструкции № 19 от 12 октября 1993 г. и № 30 от 26 июля 1995 г.). Её использование, охватывавшее в 1999 г. 70% российского экспорта и 65% российского импорта, позволило сократить невозврат валютной выручки от экспорта товаров до 5% в 1998 г. и является наглядным примером эффективности управляющего воздействия государства в тех непростых условиях [3, C. 12].

События после 17 августа 1998 г. подвели черту существовавшей политике "либерализации" и стали началом третьего этапа в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, базирующегося на усилении регулирующего воздействия государства на участников рынка. Опыт показал, что в период финансового кризиса и разбалансированности отдельных сегментов финансового рынка возможности государства по управлению процессами, происходящими в денежно-кредитной сфере, в банковской системе, с помощью только отдельных рыночных инструментов (как, например, валютные интервенции, изменение ставки рефинансирования, нормативов отчислений в фонды обязательного резервирования) оказываются недостаточными для коренного изменения ситуации. В такой обстановке должны быть востребованы меры воздействия на субъекты валютного рынка как регулирующего, так и административного характера, к которым относятся в первую очередь меры валютного регулирования и валютного контроля.

В условиях уменьшения предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшего резкие колебания курса рубля к доллару, требовалось обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки, как базы стабильного и прогнозируемого предложения валюты на внутренний валютный рынок, и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты.

Реализация принятых Банком России жёстких регулирующих мер, среди которых следует особо выделить изменение системы торгов на межбанковских валютных биржах с отделением торговли валютой по внешнеторговым сделкам от спекулятивных операций, а также введение принципиально нового механизма регулирования и контроля операций покупки валюты на рынке и контроля над её дальнейшим целевым использованием, сопровождаемых усилением собственно контрольной работы, позволила к концу 1998 г., т.е. уже через пару месяцев, вывести объёмы поступления экспортной валютной выручки и, соответственно, её предложение на валютном рынке на докризисный уровень.

С целью закрепления достигнутых результатов и обеспечения проведения определённой на 1999 г. денежно-кредитной политики в начале года были созданы предпосылки для увеличения предложения валюты на внутреннем рынке. Большую роль в этом сыграло повышение с 1 января 1999 г. норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 50 до 75% и усиление контроля над её возвратом в страну. Решая задачу наполнения рынка валютными ресурсами, Банк России в 1999 г. одновременно приступил к ограничению масштабов утечки капиталов за границу. В конце марта - начале апреля Банк России принял пакет нормативных решений в области валютного регулирования и валютного контроля. Среди наиболее значимых из принятых мер следует выделить введение требования открытия рублёвых депозитов при авансировании импорта товаров, запрет на покупку валюты на специальных торговых сессиях под выплаты по вкладам физических лиц и конверсию рублей в иностранную валюту через корреспондентские счета банков-нерезидентов, а также определение признаков подозрительности валютных операций и начало создания системы контроля уполномоченными банками над сделками клиентов, обладающими такими признаками.

Реализация мер валютного регулирования и валютного контроля в совокупности с позитивными макроэкономическими изменениями привела к позитивным сдвигам: в целом стал сокращаться спрос и предложение на валютном рынке и ежемесячный объём несанкционированного вывоза капитала за границу в первом полугодии 1999 г. сократился примерно в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. По оценкам, в целом за 1999 г. его объём меньше, чем в 1998 г., примерно на 40%.

Важную роль в ограничении спроса на валюту на внутреннем валютном рынке и объёмов последующего перевода её в оффшорные зоны сыграло принятие Государственной думой законопроекта "О внесении дополнений в статью 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предоставившего Центральному банку право определять порядок установления корреспондентских отношений между российскими кредитными организациями и оффшорными банками. Это дало возможность Банку России принять дополнительные регулирующие меры (во-первых, была установлена обязательность формирования кредитными организациями резервов под операции с резидентами оффшорных зон, которые не должны быть меньше 50% остатков на отдельных лицевых счетах, открытых к балансовым счетам, на которых учитываются соответствующие операции с нерезидентами, и, во-вторых, определён порядок установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с оффшорными банками, исходя из критериев рейтингов иностранных банков по степени долгосрочной кредитоспособности и размера их собственных средств) и уже в III квартале 1999 г. по сравнению с предыдущим вдвое сократить среднемесячные объёмы купленной на валютном рынке и переведенной в оффшорные зоны валюты - с 1 млрд. долл. до 550 млн. долл. В октябре-декабре такие переводы уменьшились в среднем до 400 млн. долларов.
Таким образом, практика 1999 г. показала достаточно высокую эффективность инструментов валютного регулирования и валютного контроля по обеспечению стабильности внутреннего валютного рынка и противодействию утечке капитала за границу.

В 2000 г., а затем и в 2001 г. валютная политика Банка России в более благоприятных по сравнению с предыдущими годами макроэкономических условиях. В 2001 г. основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы; курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.

Для поддержания баланса между предложением иностранной валюты и спросом на неё на внутреннем валютном рынке Банк России использовал инструменты денежно-кредитной политики, среди которых главную роль играли интервенции на валютном рынке, ограничивавшие резкие колебания валютного курса рубля. Ежемесячные темпы прироста официального курса доллара США к рублю в январе-октябре 2001 г. не превышали 1,1%, а волатильность динамики обменного курса снизилась по отношению к прошлому году. В результате за 10 месяцев с начала года курс доллара по отношению к рублю вырос с 28,16 до 29,68 руб./долл., то есть на 5,4%. Темпы роста реального курса рубля к доллару США и к евро за январь-сентябрь 2001 г. составили 6 и 4% соответственно, а реальный курс за этот период возрос на 6%.

Несмотря на напряжённый график обслуживания внешнего долга и значительные объёмы валютных ресурсов, приобретаемых Минфином России для этих целей у Банка России, с начала года сохранялись довольно высокие темпы прироста золотовалютных резервов, и к 1 ноября золотовалютные резервы страны возросли на 35,7% по сравнению с 1 января, достигнув 38,0 млрд. долл. Денежная база в пересчёте по текущему курсу рубля была полностью обеспечена золотовалютными резервами Российской Федерации, что указывает на устойчивость российской национальной валюты.

В 2002 г. основным принципом политики валютного курса останется рыночное курсообразование с использованием режима плавающего валютного курса рубля к иностранным валютам. Этот режим должен способствовать снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Политика валютного курса будет направлена на сглаживание курсовых колебаний и накопление золотовалютных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Как и в предыдущие годы, политика валютного курса будет осуществляться с учётом мониторинга широкого круга индикаторов состояния международных финансово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры.

В предстоящем году ожидается сохранение достаточно высокого уровня обеспеченности денежного предложения золотовалютными резервами, что будет способствовать устойчивости национальной валюты.

Усилия Банка России будут направлены на дальнейшее развитие внутреннего валютного рынка, обеспечение равных возможностей доступа на него всех экономических агентов, а также устранение несбалансированности спроса на иностранную валюту и её предложения.

Введение в обращение наличного евро в условиях преимущественной ориентации внешнеэкономических связей России на страны ЭВС может обусловить определённый рост оборота операций рубль/евро. По мере развития указанной тенденции операции Банка России на данном сегменте будут играть всё более заметную роль.

В 2002 г. продолжится развитие и совершенствование системы валютного регулирования и контроля. При этом Банк России предполагает предпринимать дальнейшие меры по либерализации валютных отношений, способствующие улучшению инвестиционного климата в стране. Одновременно особое внимание будет уделено мероприятиям, направленным на сокращение утечки капитала из страны.
Положение с вывозом капитала в нашей стране продолжает оставаться сложным. Одно из необходимых условий решения данной проблемы - наделение на законодательном уровне органов и агентов валютного контроля правом приостановления валютных операций по сделкам клиентов, обладающим признаком подозрительности, и возложение на них обязанности по передаче информации об этих сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Показательным в этом отношении является законодательство Италии, даже рекомендованное Евросоюзу в качестве образца для унификации национальных законодательств в этой области. В России правовой механизм выявления подозрительных валютных операций по сделкам клиентов и отказа в их совершении только начинает создаваться, и продолжает оставаться актуальной проблема развития эффективно действующей системы валютного регулирования и валютного контроля. Они должны обеспечивать защиту экономики страны от любых противоправных действий в сфере валютно-финансовых отношений. Здесь следует рассматривать меры, направленные на обеспечение системности валютного контроля, укрепление его правовой и нормативной базы, организационного построения, внутреннего и внешнего взаимодействия элементов системы валютного контроля, информационно-технической базы. Этот комплекс проблем предполагает проведение адекватной политики развития и совершенствования валютного регулирования и валютного контроля.

Основы регулирования валютного курса были апробированы в европейских и азиатских странах. В соответствии с этим ключевые моменты валютного контроля над капиталом могут быть объединены в 3 основные принципа:

  1. Централизованное регулирование и централизация процесса принятия решений.
  2. Сочетание регулирующих и стимулирующих мер.
  3. Последовательная интервенция в согласованную экономическую стратегию, т.е. валютный контроль является инструментом, а не целью.

Основные цели валютного контроля предполагают сокращение не связанных с торговлей обменных операций. Они обычно подразумевают: запрет на выдачу кредитов в иностранной валюте без разрешения ЦБ и кредитов нерезидентам как в национальной, так и иностранной валюте без разрешения ЦБ; обязательства экспортёров репатриировать экспортные доходы и запрет для импортёров осуществлять предоплату ввозимых товаров; запрещение иметь банковский счёт в банках-нерезидентах; организацию внутреннего обменного рынка, открытого только для банков, нередко с ограничением их числа.

Основные цели валютного регулирования заключаются в сокращении дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счёт обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, работ, услуг, а также уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров; в поэтапном обеспечении конвертируемости валюты по текущим операциям с учётом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия. К ним относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность, устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены.

В рыночной экономике современного типа без государственного регулирования ничего осуществить нельзя. Органичное сосуществование рыночного и государственного регулирования является отличительной чертой современной экономики. Сфера валютных отношений как важнейший элемент экономического механизма не является исключением. Государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание её устойчивого международного валютно-финансового положения.

Центральный банк, имея приоритет при государственном валютном регулировании, в настоящее время хоть и не обладает возможностью применять весь комплекс мер по воздействию на валютный спрос и предложение, но своей курсовой политикой доказывает, что Россия заслуживает к себе серьёзного отношения.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Сапожников Н.В. Валютные операции коммерческих банков: Правовое регулирование: Практическое пособие. Москва: Юристъ, 1999.
  2. Щербаков С.Г. К вопросу о валютной и курсовой политике // Деньги и кредит. №11. 2000.
  3. Мельников В.Н. Система валютного регулирования и валютного контроля в России - этапы развития и перспективы // Деньги и кредит. №1. 2000. С.12

 


Выпуски > №4, 2001 г. > Государственное регулирование валютных операций российских
                                                         коммерческих банков

 

design by ©VUG
Общая информация  ||  Новости ||  Архив  ||  E-mail