©
Т.В. Игнатова д.э.н., профессор, СКАГС © Л.В. Китаева к.э.н., Пятигорский
филиал СКАГСФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА,
ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА Кредитная
система, ее главный институт - банки, в силу распоряжения значительными средствами,
принадлежащими субъектам сбережений, влияния на инвестиционную активность и развитие
экономики в целом, не могут не находиться под контролем и регулирующим воздействием
государства. Поэтому кредит, выступая как объективное экономическое отношение,
становится элементом монетарной политики (политики, связанной с функционированием
денежной сферы). В ее рамках, наряду с налогово-бюджетной и валютной составляющими,
должны выделяться как самостоятельные кредитная и денежная политика, различающиеся
своими целями и средствами их достижения. Целью денежной политики является обеспечение
стабильности национальной валюты или, что является оборотной ее стороной, стабильности
внутренних товарных цен (недопущение или преодоление инфляции). Средством решения
этой задачи является главным образом регулирование предложения денег, а точнее,
обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой, под которой понимается
обеспеченная денежная масса.
Целью же кредитной политики
является регулирование доступности кредита для стабильного экономического роста.
В денежной политике процентная ставка по кредитам используется для достижения
прироста или снижения денежной массы. Ее вторичный, производный эффект - влияние
на доступность кредитов коммерческих банков. Для кредитной политики основное -
доступность кредита, что воздействует на объем денежной массы, но это не является
непосредственной целью этой политики.
Являясь самостоятельными
сферами монетарной политики, собственно денежная и кредитная ее составляющие тесно
взаимосвязаны и взаимодействуют. Большинство мер, предпринимаемых в рамках одной
из них, как правило, требуют мер балансирующего характера по линии другой составляющей.
Кредитная
политика опосредованно связана с налогово-бюджетной и валютной политикой. Если
исходить из того, что увеличение государственных расходов не сопровождается увеличением
налоговых поступлений (их величина имеет определенный предел), дополнительные
затраты финансируются в таком случае путем заимствований, что сокращает государственные,
равно как и национальные, сбережения в целом.
По линии
спроса на инвестиции государство оказывает свое влияние через политику налогов.
При рассмотрении места и роли кредитных отношений во взаимодействии финансового
и реального секторов экономики анализируются их прямые и обратные связи. По линии
прямой связи необходимо подчеркнуть первенство реального и вторичность, производность
финансового сектора экономики. Это определяется прежде всего тем, что сбережения
как исходный пункт кредитных отношений зависят от размеров доходов домохозяйств,
фирм и государства, которые, в свою очередь, выступают как результат развития
производства. Однако это не означает, что финансовый сектор лишен собственной
специфики и своих закономерностей развития.
По линии обратной
связи финансовый сектор, в том числе кредит, активно воздействует (позитивно или
негативно) на реальную экономику. В соответствии с выполняемыми функциями денежный
капитал принимает различные формы, он может осуществлять свое движение в границах
финансового сектора, не превращаясь в действительное накопление. Спекулятивный
мотив использования сбережений в рамках финансового сектора сужает их инвестиционный
потенциал и возможность их применения для развития реального производства. Однако
было бы неверно любой ценой через кредит стимулировать инвестиционную направленность
сбережений: это может привести к "перегреву" экономики, содействовать
неустойчивости, отрицая тем самым назначение кредита - обеспечение эффективного
функционирования системы производства.
Другой аспект взаимодействия
банковского сектора экономики и реального производства связан с эмиссионной деятельностью
банков и действием денежного мультипликатора. Предложение денег, эмитируемых банками,
а) прямо пропорционально денежной базе - сумме наличных денег и резервов банков;
б) обратно пропорционально коэффициенту депонирования, характеризующему предпочтение
населения в распределении денежных средств между наличными деньгами и средствами
на текущих счетах в банках.
Особо следует подчеркнуть,
что создание денег банками при системе частичного резервирования не означает создания
новых материальных ценностей. Другими словами, создание денежных средств в результате
банковских операций приводит лишь к росту ликвидности, но не к увеличению национального
богатства. Последнее возрастает лишь при возвращении денег в реальное производство
для его расширения.
При инвестировании в реальное производство
возникает мультипликационный эффект, складывающийся под воздействием многих факторов
и обладающий различным значением в разных отраслях. Это важно в практическом плане:
необходимо в качестве приоритетных выбирать такие отрасли, мультипликационный
эффект инвестиций в которые может быть наибольшим. Механизмом трансформации
сбережений в инвестиции служит кредитный рынок, имеющий свою внутреннюю структуру.
В самом общем виде его можно подразделить на денежный рынок и рынок капиталов,
но такое разделение достаточно условно и постепенно теряет свое значение. Функционирование
кредитного рынка опосредуется соотношением предложения заемных средств, спроса
на них и уравновешивающей их процентной ставки. Процесс трансформации сбережений
в инвестиции при посредничестве коммерческих банков предполагает реализацию отношений
собственности и экономических интересов вкладчиков (владельцев сбережений), заемщиков
и самих банков.
Отношения собственности, рассматриваемые
в триединстве отношений владения, пользования и распоряжения, реализуются в этом
случае в сложных связях первичных инвесторов, банков и заемщиков. Владельцем заемных
средств на всем протяжении кредитных отношений остается первичный инвестор - вкладчик
банка, передающий их в распоряжение последнего. Категория распоряжения предполагает
действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца, но в данном случае
имеет место временное отчуждение, ибо кредит предполагает возвратность вложения
средств. Право пользования кредитными средствами передается заемщику, в руках
которого он выступает как капитал-функция.
Кредит как форма
трансформации сбережений в инвестиции реализует себя через ряд функций: содействие
движению капиталов и бесперебойности процесса воспроизводства, снижение издержек
обращения, активизация процессов централизации и концентрации капиталов, структурной
перестройке воспроизводства, стимулирования (или сдерживания) экономического роста.
Источником
такого роста являются сбережения домохозяйств, если они направляются на прирост
потребительского предложения. Но, поскольку прирост потребительских товаров требует
предварительного увеличения инвестиционных товаров, сбережения по необходимости
принимают на начальной ступени экономического роста специфическую форму спроса
на инвестиционные товары и лишь на основе их использования обеспечивают рост продукции
потребительского назначения.
Для развития кредитных отношений
периода рыночной трансформации характерен прежде всего экстенсивный рост банковских
учреждений и общей суммы кредитов при преобладающей доле краткосрочных кредитов,
что делает их воздействие на расширенное воспроизводство в реальном секторе и
экономический рост минимальным.
Состояние сектора домохозяйств
создало возможность привлечения сбережений населения банками. Однако сложившуюся
структуру сбережений с точки зрения воздействия на реальную экономику нельзя считать
эффективной: громадный объем индивидуальных сбережений сосредоточен вне банковского
сектора; вклады домохозяйств играют незначительную роль в качестве источника кредитных
ресурсов банков; в зачаточном состоянии находится система долгосрочного использования
сбережений. Особенно наглядно неэффективность структуры сбережений проявилась
в устойчивой тенденции роста сбережений, помещаемых в наличную иностранную валюту.
Сокращение
объемов производства, снижение уровня рентабельности и рост числа убыточных предприятий
в условиях перехода к рынку негативно сказались на другой составляющей национальных
сбережений - сбережениях фирм. Однако на них существенным образом повлияли массовые
неплатежи, вызванные не только финансовым состоянием отдельных предприятий, но
и дефицитом платежных средств в экономике в целом вследствие рестрикционной денежной
политики правительства.
В поисках средств покрытия дефицита
бюджета государство прибегало к выпуску и размещению государственных ценных бумаг,
что привело к вытеснению частных инвестиций и перетоку кредитных ресурсов банков
из реального сектора экономики в спекулятивно-финансовый.
Одним
из дополнительных источников формирования ресурсной базы коммерческих банков служит
межбанковский кредит, который, однако, использовался преимущественно в качестве
средства поддержания текущей ликвидности и источника краткосрочных коммерческих
кредитов. Таким образом, условия формирования кредитного потенциала коммерческих
банков в период реформирования экономики России в целом являются сложными, противоречивыми.
Узость ресурсов российского кредитного рынка преодолевалась за счет широкого доступа
иностранного капитала на внутренний рынок и предоставления резидентом почти неограниченного
доступа на рынки внешних заимствований.
Анализ источников
и условий формирования кредитного потенциала коммерческих банков в анализируемый
период позволил сделать вывод, что его состояние определялось двумя основными
факторами: глубоким кризисом нефинансового сектора экономики и жестким монетаристским
курсом денежной политики, приведшим к чрезвычайно узкой денежной базе и - как
следствие - к неплатежам, использованию денежных суррогатов, бартеру, что отрицательно
сказалось на формировании ресурсной базы для банковского кредитования.
Однако
воздействие кредитных учреждений на состояние реального сектора экономики существенным
образом зависит от структуры банковских активов, от направлений использования
аккумулированных средств. Анализ показал, что кредитные инвестиции банков в экономику
составляли лишь третью часть всех активов российской банковской системы, что определялось
рядом факторов: - значительными кредитными рисками,
низким уровнем ликвидности и платежеспособности заемщиков;
-
высокой процентной ставкой по банковским кредитам при низком уровне рентабельности
или убыточности многих предприятий реального сектора;
-
дефицитом у банков долгосрочных депозитов, что не могло обеспечить ресурсную базу
"длинных" кредитов;
- положительной
динамикой инвалютных кредитов (до финансового кризиса 1998 г.);
-
общим неустойчивым состоянием экономики, ее криминализацией, политическими рисками.
Главной
причиной незначительной доли кредитов реальной экономике является существование
рынка государственных ценных бумаг. Последние стали наиболее привлекательными
инвестиционными объектами в силу их высокой ликвидности и высокой доходности -
сочетания, которое расценивается как парадоксальное. Это привело к перетоку кредитных
ресурсов коммерческих банков из реального в финансовый сектор, придало финансовым
потокам спекулятивную окраску.
Однако функционирование
рынка ГКО-ОФЗ по принципу пирамиды, крайне либеральные условия допуска на этот
рынок иностранного спекулятивного капитала, участие отечественных банков в форвардных
сделках на поставку нерезидентам валюты, финансовый кризис в азиатских странах
и ряд других факторов привели к краху рынка государственных ценных бумаг и к существенным
потерям коммерческих банков, в значительной степени ограничили их возможность
инвестировать реальный сектор экономики.
Рынок ГКО-ОФЗ
не реализовал своего главного предназначения - смягчить бюджетный дефицит. Расходы
на погашение и обслуживание названных ценных бумаг поглощали все возрастающую
долю расходов федерального бюджета, что отрицательно сказалось на государственных
инвестициях в экономику и на общем развитии последней.
Таким
образом, контрпродуктивное воздействие банков как кредитных институтов на развитие
реального сектора экономики определялось, прежде всего, общим состоянием экономики,
неспособностью ее субъектов "воспринять" инвестиционные кредиты и расплатиться
по ним, а вследствие этого - высокими кредитными рисками, ошибками и изъянами
экономической политики в монетарной сфере. Однако существенное значение имело
и низкое качество финансового менеджмента с точки зрения управления пассивами
и активами банков.
Анализ современного состояния кредитных
отношений с точки зрения их стимулирующего воздействия на реальный сектор экономики
позволяет определить следующие основные направления активизации такого воздействия:
-
более обоснованное определение приоритетов кредитно-денежной политики государства
и более эффективное использование ее инструментов;
-
совершенствование институционально-правовой базы кредитных отношений;
-
обогащение институциональной структуры и инструментария кредита.
Одним
из недостатков проводившейся в период перехода к рынку экономической политики
в целом и инвестиционной, в частности, является, на наш взгляд, ее исходное положение,
суть которого в том, что активизация инвестиционной деятельности возможна только
в случае достаточной финансовой стабилизации. При этом последняя сводится, как
правило, к "обузданию" инфляции, снижению ее темпов. Именно в этом направлении
использовались известные инструменты денежно-кредитной политики. Поскольку борьба
с инфляцией была выбрана в качестве главной задачи в монетарной сфере, а финансовая
поддержка реального сектора осуществлялась лишь "по возможности", эта
поддержка имела ограничение со стороны допустимой динамики денежной массы, задаваемой
доминирующей антиинфляционной линией. Политика финансовой стабилизации, осуществляемая
методами монетарного регулирования, сыграла свою роль. Достижения в рамках этого
подхода очевидны, но столь же очевидно и то, что его односторонность, стремление
решать только инфляционные проблемы стали причиной его ограниченности. Поэтому
необходимо, на наш взгляд, сохраняя все позитивные моменты политики финансовой
стабилизации, дополнить ее эффективной политикой стимулирования экономического
роста. Главное здесь - замкнуть кругооборот финансовых ресурсов на национальную
экономику, развернуть финансовые истоки в сторону реального сектора экономики,
отказаться от надежды на его стихийное самооздоровление только силами рынка, без
вмешательства государства.
Для усиления позитивного влияния
денежно-кредитной политики на развитие экономики требуется признать роль и значение
кредита в авансировании производства и обеспечении непрерывности кругооборота
средств. Это даст возможность выработать более обоснованный подход к определению
размера денежной массы: последний должен не просто соответствовать динамике ВВП
(с учетом скорости обращения денег), но несколько опережать ее. При таком подходе
денежную эмиссию можно рассматривать как один из факторов экономического роста
при условии четкого регулирования каналов использования дополнительной денежной
массы, нейтрализации ее влияния на рост цен.
Государственное
воздействие на кредитную деятельность коммерческих банков осуществляется и через
процентную политику, в частности через регулирование процентных ставок по кредиту
для предприятий разных отраслей и регионов в зависимости от уровня рентабельности.
Инвестиционную
активность коммерческих банков можно стимулировать и через использование другого
инструмента денежно-кредитной политики - нормы обязательного резервирования. Это
предполагает:
- постепенное снижение нормы обязательных
резервов по всем депозитам, что увеличит ресурсы коммерческих банков для долгосрочного
инвестирования;
- разрешение покрытия некоторой
доли обязательных резервов приносящими процент активами, которые должен определять
ЦБ России;
- установление для специализированных
инвестиционных банков нормы обязательного резервирования на более низком уровне,
чем для универсальных банков.
При использовании
еще одного инструмента денежно-кредитной политики - рефинансирования банков -
целесообразно исходить из того, что реальные процентные ставки рефинансирования
должны быть на низком положительном уровне, а ЦБР будет осуществлять контроль
над использованием кредитов, выделяемых им на рефинансирование коммерческих банков.
Кроме того, следует расширить перечень активов, принимаемых в залог при предоставлении
кредитов Банка России: в их число могут быть включены векселя финансово устойчивых
и платежеспособных предприятий, закладные и т. п.
После
крушения пирамиды ГКО-ОФЗ операции ЦБР на открытом рынке были сведены к минимуму.
Однако в настоящее время предполагается более активное участие ЦБ в торгах на
открытом рынке за счет его собственных ценных бумаг - облигаций ЦБ. Цель этого
- связать избыточные деньги, накопившиеся в коммерческих банках. Однако при этом
по-прежнему игнорируются потребности в кредитах реального сектора экономики, а
значительная часть средств госбюджета будет отвлекаться на обслуживание внутреннего
долга.
Активизация деятельности банков по линии трансформации
сбережений в инвестиции предполагает совершенствование институционально-правовой
базы кредитных отношений для учета и защиты прав и интересов первичных инвесторов,
кредиторов, заемщиков. Для этого предлагается:
-
обеспечить правовые гарантии вкладчикам банков в виде страхования банковских депозитов;
-
для правовой защиты банков ввести дополнительное обеспечение кредитной сделки
за счет залога имущества должника, что приобретает значительные перспективы в
России в связи с развитием ипотечного кредита;
-
расширить права кредиторов в области управления кредитными ресурсами путем преодоления
информационной асимметрии на базе создания общенациональной информационной сети
о кредитном рейтинге потенциальных заемщиков;
-
ввести налоговые льготы для банков, которые преобладающую часть средств направляют
на кредитование реального сектора;
- для защиты
прав заемщиков необходимо преодолеть имеющую место дискриминацию различных категорий
заемщиков в получении кредитов, обеспечить информационную прозрачность условий
кредитных сделок.
Большое значение в современных
условиях в России приобретает развитие институциональной структуры банковской
системы по следующим направлениям:
- активизация
деятельности небольших и средних банков, особенно на региональном уровне;
-
создание банковских союзов и более широкое использование синдицированных кредитов;
-
создание и расширение сферы влияния на реальный сектор экономики банков развития
с привлечением ресурсов в них с помощью облигаций этих банков, обязательного перечисления
амортизационных отчислений на их счета, а также за счет государственных средств,
прежде всего бюджета развития;
- активизация
и правовое обеспечение деятельности сельской кредитной кооперации как своеобразного
некоммерческого учреждения, аккумулирующего средства своих членов и использующего
их для кредитования. На подобных принципах целесообразно создавать общества взаимного
кредитования для малого бизнеса.
Решение рассмотренных
проблем способно, на наш взгляд, укрепить кредитный потенциал коммерческих банков,
снизить кредитные риски, усилить гарантии заемщиков и тем самым активизировать
процесс перелива кредитных ресурсов в реальный сектор экономики, вывести регулирующий
потенциал кредитной политики на новый качественный уровень.
|