©
Т.Н. Михненко аспирант кафедры "Экономика и организация бизнеса"
РГЭУИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ
ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТОВАРОВ Понятие "экологически
чистый товар", то есть товар, потребление которого не наносит вред здоровью
человека на протяжении всей его жизни и не оказывает негативного влияния на здоровье
его будущих поколений, появилось сравнительно недавно.
На
здоровье, продолжительность жизни человека оказывают влияние не только социально-экономическое
факторы, политическая обстановка и т. д., но и качество окружающей среды (воздуха,
воды, почвы) и потребляемых товаров. Причём вклад экологического фактора составляет
не менее 25-35% [1]. Данные по состоянию здоровья населения
Ростовской области, предоставленные Ростовским областным комитетом государственной
статистики в 2000 г. (Статистический ежегодник), свидетельствуют о том, что за
последние три года наблюдается снижение средней продолжительности жизни населения,
увеличение числа генетических нарушений, ухудшение здоровья. Такое положение можно
объяснить несколькими причинами, среди которых важное место занимает снижение
качества окружающей среды, и, как следствие, ухудшение качества потребляемых человеком
продуктов питания, питьевой воды, а также предметов, используемых в быту. Поэтому
в последние десятилетия стало актуальным производство экологически чистых товаров.
Однако на осуществление производства экологически чистой
продукции предприятие несёт дополнительные затраты, а значит, издержки возрастают
и прибыль снижается. Однако главная цель предприятия - получение максимальной
прибыли на вложенный капитал, поэтому необходимо выявить источники финансирования,
а также рычаги и инструменты, с помощью которых можно стимулировать производство
экологически чистых товаров.
Большинство руководителей
предприятий ссылаются на нехватку средств, необходимых для осуществления мероприятий
по переводу производства на экологически чистое. К таким мероприятиям относятся,
прежде всего:
- приобретение экологически чистых
технологий, которые отличаются большей стоимостью;
-
покупка новейшей техники, оборудования;
- получение
разрешений для осуществления данного вида деятельности, а также лицензий, сертификатов
и т. п.
Однако после выхода Указа Президента
"О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого
развития" и "Основных положений государственной стратегии РФ по охране
окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" [2], а также федерального
закона "О качестве пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека",
принятом и подписанным Президентом России 2 января 2000 г., производственники
оказались перед фактом ужесточения экологических требований, что вынуждает их
искать финансовые средства для осуществления вышеуказанных мероприятий.
Источниками
финансирования в этом случае могут служить:
-
средства из бюджетов всех уровней (Закон РФ "О субвенциях республикам в составе
РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу");
-
внебюджетные целевые фонды;
- пожертвования граждан;
-
средства предприятия;
- льготные кредиты;
-
иностранные инвестиции и т.д.
Наиболее полная
информация об источниках финансирования производства экологически чистых товаров
приведена на схеме 1.
Использование средств бюджетов всех
уровней в качестве источника финансирования производства экологически чистой продукции
доступно в основном крупным предприятиям, которые определяют экономическую политику
регионов. Средние и мелкие предприятия имеют ограниченные возможности в получении
средств из бюджетов, поэтому они отыскивают другие источники.
Экологические
фонды - это фонды, сформированные за счёт платежей, штрафов, взимаемых с предприятий
за природопользование (плата за загрязнение окружающей природной среды, за пользование
природными ресурсами и др.). Средства этих фондов в основном направляются на осуществление
природоохранных мероприятий самых опасных и вредных производств.
Наиболее
надёжным источником финансирования природоохранной деятельности являются средства
предприятия, которые могут быть получены:
- за
счёт внедрения современных технологий (ресурсосберегающих, энергосберегающих,
мало- и безотходных, с замкнутым циклом и т. п.);
-
за счёт того, что экологически чистые товары отличаются высоким качеством. В связи
с этим повышается конкурентоспособность предприятия, возникает возможность расширения
рынка сбыта с выходом на международный рынок;
-
за счет доступа предприятий, производящих экологически чистую продукцию к экологическим
фондам, льготным кредитам банков;
- за счёт сокращения
издержек на рекламу продукции (экологически чистые товары имеют значительные скидки
на её изготовление и размещение);
- за счёт переработки
отходов производства и их вторичного использования;
-
за счёт различных форм экологического страхования (это защита от возможного ущерба
предприятию, организации и т. д., который может быть нанесён вследствие непреднамеренного
загрязнения окружающей природной среды);
- за
счёт снижения издержек, связанных со снижением потерь при транспортировке и хранении
продукции при переводе производства на работу "с колёс";
-
за счёт сдачи в аренду помещений и складов, не задействованных в производстве
и т.п.
Кроме того, финансирование (льготное
кредитование) производства экологически чистых товаров осуществляется банками,
которые специализируются на этом виде деятельности.
Зарубежные
инвесторы рассматривают экологические особенности каждого мероприятия при оценке
целесообразности его финансирования. Так, например, Всемирный банк требует предоставления
нескольких вариантов проектов по осуществлению экологически чистого производства.
Среди них выбирается наиболее эффективный в плане обеспечения экологической безопасности
товара, то есть в течение всего его жизненного цикла (производства, хранения,
транспортировки, потребления) соответствие нормам и стандартам, установленным
государством. Основными источниками финансирования инвестиционных проектов
и технической помощи в области экологии, в том числе и производстве "зелёных"
товаров являются три крупных международных финансовых учреждения (МФУ): Европейский
банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк реконструкции и развития
(Мировой банк), Международная финансовая корпорация (МФК). Наряду с ними, финансированием
экологически чистого производства через предоставление безвозмездных грантов занимаются
Американское агентство по международному развитию (USAID), TACIS - орган Европейского
союза и т.д.
Источников финансирования производства экологически
чистых товаров довольно много, но и это ещё не все. Каждый руководитель предприятия
может выявить и другие источники финансирования, учитывая особенности своего производства.
Мировая практика свидетельствует о том, что около 50-60%
средств, вовлекаемых в подобное производство, поступает за счёт средств самих
предприятий [3].
Определим критерии, с помощью которых
можно стимулировать предприятия производить экологически чистые товары. Для этого
рассмотрим схему 2, в которой отражены участники производства и потребления данного
вида продукции, и формулу величины экономической прибыли за вычетом налогов, получаемой
предприятием (составляющие формулы расшифрованы ниже).
Для
того чтобы определить рычаги и инструменты, с помощью которых необходимо стимулировать
производство экологически чистой продукции, нужно указать социальные и экономические
выгоды для каждого звена участников производства и потребления.
Как
известно, цель деятельности любого предприятия - получение максимальной прибыли
на вложенный капитал. На первый взгляд, предприятия, производящие экологически
чистые товары, несут дополнительные затраты: растут капитальные вложения за счёт
внедрения новейших технологий, дорогостоящего оборудования и т.п.; увеличиваются
издержки за счёт использования экологически чистых сырья и материалов, применяемых
в производстве, которые отличаются более высокой ценой и т.д. Но существует параметр,
который компенсирует рост затрат: это, прежде всего, рыночная цена единицы продукции.
Воспользуемся формулой, характеризующей величину экономической прибыли за вычетом
налогов, получаемой предприятием:
Э
п = N [Ц - (С + Е н · К у + Н у)], (1)
где
Эп - годовая экономическая прибыль, получаемая предприятием; N - годовой
объём производства продукции в натуральном выражении; Ц - цена реализации единицы
продукции; С - себестоимость единицы продукции; Ку - удельные капитальные
вложения, приходящиеся на единицу продукции (Ку = К : N); Ну - удельные налоговые
платежи на единицу продукции (Н у = Н : N); Ен - нормативный коэффициент эффективности
капитальных вложений.
При переходе предприятия на производство
экологически чистых товаров годовая экономическая прибыль за вычетом налогов изменится
на величину ? Э, которая определяется из следующей формулы:
Э
п +? Э = N [Ц + ? Ц - (С + ? С + Е н (К у + Д ? у) - (Н у - Д ? у))], (2)
где,
ДЦ - изменение рыночной цены товара (за экологически чистые товары потребитель
готов заплатить более высокую цену, так как они отличаются высоким качеством и
благоприятно влияют на здоровье); ДС - изменение себестоимости единицы продукции
(увеличение за счёт роста текущих затрат, за счёт большей стоимости экологически
чистых сырья и материалов, используемых в производстве, и т.д.); ДКу - изменение
величины удельных капитальных вложений на единицу продукции (рост за счёт использования
новейшего оборудования, технологии и т.п.); ДНу - изменение удельных налоговых
платежей на единицу продукции (снижение вследствие применения льготного налогобложения
со стороны государства).
Для того чтобы определить прирост
годовой экономической прибыли для производителей "зелёной" продукции
(?Э), найдём разницу между (2) и (1): Таким образом, прирост экономической
прибыли при производстве "зелёной" продукции определяется по следующей
формуле:
. (3)
Проанализировав
выражение (3) и схему 2, можно сделать следующие выводы:
-
Поставщики ресурсов на предприятия, занимающиеся производством "зелёных"
товаров, оказывают влияние на себестоимость единицы продукции: она увеличивается,
так как экологически чистые сырьё и материалы обладают большей стоимостью.
-
Производители экологически чистых товаров, с одной стороны влияют на рост себестоимости
(за счёт возрастания текущих затрат и т. п.) и на увеличение удельных капитальных
вложений на единицу продукции (за счёт применения новейших технологий, оборудования,
введения дополнительных мощностей и т. д.). С другой стороны - они оказывают влияние
на формирование рыночной цены товара (экологически чистая продукция отличается
большей стоимостью, и спрос на неё в последние десятилетия растет) и на годовой
объём производства продукции в натуральном выражении (в связи с возрастающим спросом
на данные товары производитель может увеличивать их объём, что вызовет увеличение
выручки).
- Покупатели готовы платить более высокую
цену за экологически чистый товар, так как он является высококачественным и его
потребление благоприятно сказывается на здоровье человека.
-
Государство стимулирует осуществление мероприятий по охране окружающей среды и
рациональному природопользованию на законодательном уровне путём:
- установления
налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям,
учреждениям и организациям, которые производят экологически чистую продукцию;
- применения
специального налогообложения экологически вредной продукции;
- освобождения
от налогообложения экологических фондов;
- применения льготного кредитования
предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих экологически чистое производство,
независимо от форм собственности;
- безвозмездного предоставления средств
федеральных, местных бюджетов.
Таким
образом, предприятия, производящие экологически чистые товары, могут достигнуть
максимальной экономической прибыли в случае, когда будет выполняться условие:
(ДЦ
+ ?Н) > (?С + ?Ку) или N [(ДЦ + ?Н) - (?С + ?Ку)] max,
то
есть рост себестоимости и капитальных вложений должны компенсироваться увеличением
цены за единицу данного товара и снижением налогов (а в некоторых случаях и освобождением
от них). Вместе с этим, рост экономической прибыли может сопровождаться увеличением
объёма производства и продаж товаров в натуральном выражении (N) за счёт более
высокого спроса на "зелёные" товары.
Необходимо
так же учитывать, что потребление экологически чистых товаров приводит к снижению
заболеваемости населения, росту продолжительности жизни. То есть потребитель выигрывает
на том, что снижаются затраты на лекарства, лечение и т. п. Государство и предприятия
выигрывают, с одной стороны, на уменьшении выплат из фондов социального обеспечения,
на снижении затрат на содержание больниц, поликлиник и других лечебных учреждений,
а с другой - на росте производительности труда за счёт снижения заболеваемости,
повышения деловой активности, работоспособности. Таким образом, производство и
потребление экологически чистых товаров приводит к достижению и экономического,
и социального эффекта.
На основе изложенного можно считать,
что, грамотно применяя вышеуказанные источники финансирования и стимулирования
производства экологически чистых товаров и предприятия, и население, и государство
в целом получат социально-экономический эффект. Литература
-
Дёмина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей
среды. М.: Аспект Пресс, 1997.
- Российская газета.
1994 г. 9 февраля.
- Игнатов В. Г. и др. Экологический менеджмент
на предприятии. Ростов - на - Дону. 1997.
|