Финансовые исследования
           Выпуски > №4, 2001 г. > Финансовая политика государства, ее роль в формировании и
                                                          регулировании финансового механизма

Общая информация

Новости

Электронная версия (архив)

Требования к оформлению рукописей

Порядок прохождения поступивших в редакцию материалов

Редакционный совет

Редакционная коллегия

Контактная информация

E-mail

На сайт РГЭУ

     



 

© Т.Ф. Романова
к.э.н., профессор, зав. кафедрой
"Финансы" РГЭУ "РИНХ"

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ЕЕ РОЛЬ
В ФОРМИРОВАНИИ
И РЕГУЛИРОВАНИИ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА

Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием социальной сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере.

Современное сложное состояние социальной сферы настоятельно требует исследования современных подходов к формированию модели финансового механизма бюджетных учреждений социально-культурной сферы. При этом обязательным является четкое определение роли государства, степени и методов влияния его на основы построения эффективно действующего финансового механизма бюджетных учреждений.

Не вызывает сомнения, что при построении модели финансового механизма во всех сферах национального хозяйства следует исходить прежде всего из финансовой политики государства.

Экономическая политика охватывает все стороны деятельности государства (см. схему на рисунке 1). Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.

Обзор литературы свидетельствует, что в период перехода к рыночным отношениям вопросам проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Вместе в тем эти проблемы в теоретическом плане освещены недостаточно. Отсутствие на страницах печати необходимой, по нашему мнению, дискуссии по теоретическим вопросам финансовой политики является основной причиной того, что в настоящее время в экономической литературе отсутствует единство мнений по определению и содержанию финансовой политики.

В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов.

Одни экономисты определяют финансовую политику как "совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач" [2, С. 20].

Другие же считают, что "финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов" [4, C. 86].

Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную "…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития" [5, C. 31].

Последнее определение увязывает финансовую политику с реализацией государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство влияет на социально-экономические процессы в обществе.

Анализ многих рассмотренных определений "финансовой политики" показывает, что их авторы не увязывают непосредственно финансовую политику с финансовым механизмом ее реализации.*
По существу, все определения финансовой политики в той или иной мере указывают на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.

Обобщение и анализ научных публикаций российских экономистов по вопросу определения финансовой политики позволяет нам высказать свою точку зрения по этому вопросу.

Нам представляется, что финансовая политика государства есть совокупность научно разработанных и проводимых в жизнь направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач экономического и социального развития общества.

При анализе финансовой политики следует исходить из специфических черт, проявляющихся в ее целях, стратегии и тактике.

Так, целью финансовой политики является построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

Финансовая стратегия предполагает выбор методов, с помощью которых финансовая политика будет реализовываться.

И, наконец, финансовая тактика охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.

Таким образом, сочетание финансовой стратегии и тактики и есть финансовый механизм, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.

Финансовая политика является субъективной, надстроечной категорией. Но в то же время она носит объективный характер, т.к. определяется объективными экономическими законами развития общества. Хотя финансовая политика и порождается экономическими отношениями и развивается на основе характера и степени использования производственных факторов, по сути своей она субъективна, так как полезность, эффективность и результативность ее выводится из оценки людей. В этом смысле нам представляется оправданной позиция многих западных экономистов, рассматривающих финансовую политику в конкретной плоскости как систему управленческих решений, систему управления финансами. Нами разработана и представлена схема, иллюстрирующая это положение (см. рисунок 2).

Действительно, финансовая политика не может быть плохой или хорошей: она может быть эффективной или нет; соответствовать интересам определенных групп людей или интересам всего общества; способствовать достижению поставленных целей и конкретных задач.

Переход к рыночной экономике требует исследований финансовой политики на макро- и микроэкономическом уровнях, так как финансовая политика опирается на экономическую основу общества, отражает ее, что предполагает анализ использования всей совокупности финансовых отношений, объема и емкости финансового поля с учетом финансового риска, требует законодательной правовой основы способов реализации финансовой политики, обоснования и поддержания ее оптимальности, то есть необходим прогноз результата финансовой политики.

Финансовую политику можно рассматривать в широком смысле слова (как общую в стратегическом плане) и узком смысле, т.е. конкретные тактические решения в долгосрочном и красткосрочном периодах, а именно конкретные направления финансовой политики.

С позиций реализации содержания финансовая политика представляет собой синергический эффект ее составляющих: бюджетной, налоговой, валютной и учетно-балансовой политики и др. Основные направления финансовой политики связывает единая концепция целеполагания. Изучение элементов финансовой политики позволяет провести ее классификацию (см. таблицу 1). Принципиальным методологическим вопросом является вопрос о принципах финансовой политики, то есть основных правилах, исходных положениях для ее разработки и практической реализации, как основы финансового процесса. На наш взгляд, необходимо выделить общие и специфические принципы финансовой политики. Общие принципы - это принципы, единые для всех уровней финансовой системы:

  1. Несводимость.
  2. Научная обоснованность.
  3. Оптимальность.
  4. Эффективность.
  5. Единство и взаимосвязь всех видов финансовой политики.
  6. Оптимальное сочетание рыночных и нерыночных финансовых инструментов.

Специфические принципы организации финансовой политики более конкретны и индивидуальны для каждого уровня.

Принцип несводимости - определяющий принцип финансовой политики, то есть финансовая политика не сводима к государственной экономической политике, а теория финансовой политики не сводима к экономической практике. Нарушение целостности и единства финансовой политики в переходный период есть объективная закономерность развития финансовой системы, так как в условиях кризисного состояния экономики генерируется определенная неадекватность заложенных в проводимую финансовую политику теоретических подходов к практике. Канонизирование экономических процессов переходного периода в ходе проведения финансовой политики увеличивает разрыв между ее содержанием и реальным достижением поставленных целей и задач.
Финансовая политика первична, а финансовое регулирование - производный процесс. Финансовая политика предполагает возможность несовпадения видимости явления с его подлинной сущностью. Это касается механизмов перераспределения финансовых ресурсов; например, изъятие денежных средств у одних субъектов хозяйствования путем увеличения налоговых ставок не всегда сопровождается прямым попаданием этих средств в фонд потребления других субъектов хозяйствования или населения; или повышение цен и тарифов не означает вовсе роста дополнительных финансовых ресурсов государства и не сокращает бюджетный дефицит (наоборот, происходит соответствующий рост затрат в сопряженных отраслях и секторах экономики).

То есть финансовые методы, финансовое регулирование, финансовые инструменты, используемые в финансовом процессе, не есть адекватное отображение финансовой политики, они являются превращенными формами финансовой политики.

Особенности экономического развития заключаются в циклическом характере движения рыночной экономики. Анализ циклических явлений нельзя отделить от анализа экономического развития, так как, согласно тезису Шумпетера, экономический цикл является одновременно и причиной, и следствием этого развития. Экономический цикл состоит из четырех основных фаз: оживление, бум, спад и депрессия.

Вопрос в том, проходит ли все эти стадии финансовая политика? Несомненно. Фазы экономического развития являются качественными характеристиками тех количественных явлений (независимо от того с "+" или "-" они протекают), которые они выражают. Нынешний кризисный переход характеризует относительно депрессивный характер финансовой политики.

Многие аналитики и экономисты, пытающиеся нащупать точку начала экономического роста, забывают о том, что после спада всегда идет период депрессии, характеризующийся низким уровнем национального дохода и ВВП. И задача финансовой политики - максимально сократить этот этап, чтобы можно было создать финансовую стабильность и перейти к подъему, но и не допустить возврата к критической точке инфляции.

Переходный период российской экономики, а также финансовой системы характеризуется кризисным состоянием. Но кризис - это средство восстановления нарушившегося равновесия и разрешения возможных противоречий. Одной из наиболее действенных теорий кризиса является теория мультипликатора, которая находит исходные точки циклического развития и, следовательно, его причины. С помощью теории мультипликатора исследуются соотношения между отдельными явлениями.

Принцип мультипликатора был выдвинут Р.В. Каном в 1931 г., в разгар экономического кризиса в статье "Отношение внутренних инвестиций к безработице", где он установил, что любые затраты, порождая первичную занятость, дают толчок другим затратам, тем самым, соответственно, вторичной и т.д. занятости.

Дальнейшее развитие теория мультипликатора получила в работах Дж.М. Кейнса, А. Хансена, П. Сэмуэльсона и др.

Кейнсианская модель занятости очень удобна для маневрирования финансовыми ресурсами. Об этом свидетельствует ее широкое использование в разработке макроэкономической теории государственных финансов.

Финансовый мультипликатор состоит из мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора и напрямую зависит от объема инвестиций.

Государственный бюджет оказывает влияние на уровень совокупного спроса и, следовательно, на национальный доход путем: 1) государственных расходов; 2) налогообложения. Государственные расходы - положительный компонент совокупного спроса, налогообложение косвенно воздействует на совокупный спрос.

Если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей расхода, то получаем прирост дохода:

   (1)

Y - чистый доход;
G - государственные расходы;
С - предельная склонность к потреблению чистого личного дохода;
- мультипликатор государственных расходов.

Это означает, что изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорционально изменению величины расходов.

Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, поэтому изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций. Такая политика называется экспансионистской политикой дефицитных расходов (deficit spending), т.е. политикой расходов, финансируемых с помощью дефицита. Другой вид политики маневрирования бюджетом - политика дефицита без расходов (deficit without spending).

     (2)

Т - объем налогового обложения;
- налоговый мультипликатор;
Y - чистый доход. Выражение - налоговый мультипликатор, по абсолютной величине он меньше мультипликатора государственных расходов и инвестиций.

Это означает, что, если государство снижает объем фискального обложения, происходит повышение находящегося у частных лиц дохода на величину, равную объему снижения налогов, и тогда они повышают уровень своего потребления, приведя в движение положительный мультипликационный процесс повышения дохода. Величина налогового обложения и национального дохода изменяется в обратном направлении. При изменении величины налогового обложения "первичное" изменение совокупного спроса равняется той его части, которая обращается на потребление.

Т. Хаавельмо вывел теорему в известной работе "Мультипликационные эффекты сбалансированного бюджета", исходя из кейнсианской теории экономической политики повышения национального дохода без образования дефицита государственного бюджета.

   (3)

Y - чистый доход;
G - государственные расходы, Т - объем налогового обложения;
с - предельная склонность к потреблению чистого личного дохода;
- мультипликатор государственных расходов;
- налоговый мультипликатор.

Предположив, что G=Т, обозначим оба приращения через В, где В - величина бюджета. Тогда

   (4)

Уравнение (4) показывает, что существует положительная связь между государственным бюджетом и национальным доходом и что изменение величины бюджета вызывает изменение национального дохода в том же направлении.

Экономически это выглядит так. Когда государство повышает государственные расходы, это вызывает два эффекта:

  • увеличение совокупного спроса и национального дохода в тех же масштабах, что и увеличение государственных расходов;
  • повышение дохода частными лицами, что вызывает дальнейшее увеличение расходов и порождает уже известный мультипликационный эффект.

А при повышении налогов государство вызывает только один эффект: сокращение дохода, получаемого частными лицами, и порождает аналогичный, но противоположно направленный мультипликационный процесс.

В процессе реализации финансовой политики должны быть учтены общие принципы и последовательность их применения при исчислении динамики макроэкономических процессов:

  • количественная зависимость параметров государственного бюджета определяется от ВНП: 1) прогнозируется величина ВНП, 2) величина налогов в процентном отношении к доходам; 3) величина неналоговых поступлений в бюджет;
  • величина расходов государственного бюджета рассчитывается в зависимости от: 1) ожидаемой суммы взимаемых налогов; 2) соотношения чистых налогов и трансфертных платежей;
  • направления использования расходов государственного бюджета конкретизируются в целях: во-первых, стимулирования роста ВНП; во-вторых, государственного регулирования макроэкономических процессов; в третьих, получения мультипликативного эффекта.

В российской финансовой политике нарушаются общие принципы ее организации и последовательность их применения. Нарушается главный принцип первоначального прогноза ВНП: его величина ставится в зависимость от требований лоббистов и предполагаемого процента инфляции, то есть и величина ВНП и бюджета не являются следствием и результатом взвешенной финансовой политики.

Наблюдается неадекватность рассчитанных налоговых поступлений в госбюджет предполагаемым расходам в силу: отсутствия прогнозируемых совокупных доходов субъектов экономики; невозможности точного определения ожидаемой величины налоговых поступлений; неучтенности доходов множества юридических и физических лиц и плохой собираемости налогов; отрицательного влияния теневой экономики и кризиса неплатежей.

Дефицит государственного бюджета (как открытый, так и скрытый) является главной трудностью для соблюдения общих принципов. Поэтому невозможно проследить четкое использование доходов и расходов бюджета как для стимулирования роста ВНП, так и макроэкономического регулирования и получения мультипликативного эффекта.

Повышение степени государственного регулирования, а также использование общих принципов для определения и расчетов фискальной политики в системе ВНП может задействовать мультипликационный механизм. Создание стимулов для развития производства, рост инвестиций в реальный сектор экономики, социальная направленность расходов бюджета - это основные ориентиры финансовой политики.

Необходимо также отметить, что механизм мультипликатора неразрывно связан с механизмом акселерации, согласно которому каждый прирост или сокращение дохода, спроса или продукции вызывает (или требует) большего в относительном (процентном) выражении прироста или сокращения "индивидуальных" инвестиций. Поэтому динамика инвестиций с учетом акселератора в российской экономике - это тот катализатор, который показывает истинную картину реального ВНП и бюджета.

Поэтому только активная финансовая политика в целях структурной перестройки экономики, поддержки отечественного производителя с учетом снижения налогового бремени, поиска внутренних резервов и инвестиций, рост производительности труда - вот те направления, в рамках которых можно вести речь и о мультипликативной социальной отдаче.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000.
  2. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова Н.И. Финансы на макроуровне. М.: Высшая школа, 1998.
  3. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996.
  4. Финансы. Учебник / Под ред. М.В. Романовского. М.: Изд-во "Перспектива", изд-во "Юрайт", 2000.
  5. Финансы. Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, Финансы, Москва, 1999.


* Такая увязка сделана только Бабич А.М. и Павловой Л.Н. (2000г.), которые указывают на регулирующую роль отдельных элементов финансового механизма, а именно формы, методы, инструменты, с помощью которых государство влияет на социально-экономические процессы общества.

 


Выпуски > №4, 2001 г. > Финансовая политика государства, ее роль в формировании и
                             регулировании финансового механизма

 

design by ©VUG
Общая информация  ||  Новости ||  Архив  ||  E-mail